УТРЕННЯЯСВ. МЕССА В ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
ИЗ ЧАСОВНИ ДОМА СВ. МАРФЫ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Подходы, мешающие познать Христа
Вторник, 5 мая 2020 г.
Введение
Сегодня помолимся об умерших вследствие пандемии. Они умерли в одиночестве, умерли, не чувствуя тепла своих родных, а многие даже не удостоились похорон. Да примет их Господь в Свою славу.
Проповедь
Иисус был в храме, близился праздник Обновления (ср. Ин 10, 22-30). Но иудеи и в это время «обступили Его и говорили Ему: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин 10, 24). Они бы вывели из себя любого, и с какой кротостью «Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите» (Ин 10, 25). А они продолжали повторять: «Это ты? Это ты?» «Да, ведь я уже сказал вам, но вы не верите!» «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих» (Ин 10, 26). И это, возможно, пробуждает в нас сомнение: я верю и принадлежу к овцам Иисуса, но что если Иисус скажет нам: «Вы не можете поверить, потому что не из моих овец». Есть ли какая-то предшествующая вера, до встречи с Иисусом? Что значит быть из овец, верующих в Иисуса? Что удерживает меня перед дверью, которая есть Иисус?
Есть определенные формы поведения, с которыми мы подходим к исповеданию Иисуса. В том числе и у нас, принадлежащих к стаду Иисуса. Это что-то вроде «предшествующих антипатий», не позволяющих нам двигаться вперед в познании Господа. Первая из них – богатство. Даже многие из нас, вошедших в двери Господни, затем останавливаются и не идут вперед, потому что пленены богатством. Господь был суров к богатству, очень суров, очень суров. До того, что заявил, что верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное (ср. Мф 19, 24). Это сурово. Богатство мешает идти вперед. Но неужели нам теперь нужно впасть в пауперизм? Нет. Но нельзя быть рабами богатства, нельзя жить ради богатства, так как богатство – это господин… господин мира сего, а мы не можем служить двум господам (ср. Лк 16, 13). И богатство тормозит нас.
Другая вещь, мешающая двигаться вперед в познании Иисуса, в принадлежности Ему – это черствость: зачерствение сердца. В том числе и черствость в толковании Закона. Иисус упрекает фарисеев, учителей Закона в этой черствости (ср. Мф 23, 1-36). И это не верность: верность – это всегда дар Богу, а черствость – это уверенность в себе. Помнится, как-то я пришел в приходской храм, и одна дама, добрая женщина, при входе подойдя ко мне, сказала: «Отец, можно посоветоваться?..» – «Да, говорите». – «На прошлой неделе в субботу, не вчера, а в позапрошлую субботу, мы ходили на венчание у родственников: оно было с Мессой. Это было в субботу пополудни, и мы думали, что, сходив на эту Мессу, мы исполнили воскресную обязанность. Но потом, уже дома, я подумала, что чтения этой Мессы не были воскресными. И тогда я поняла, что совершила смертный грех, потому что не пошла в воскресенье на Мессу, так как ходила в субботу, но эта Месса была ненастоящей, потому что чтения были ненастоящими». Вот оно – зачерствение… И та дама входила в церковное движение. Черствость. Она отдаляет нас от мудрости Иисуса, от мудрости Иисуса, лишает нас свободы. Столько пастырей воспитывают эту черствость в душах верующих! И эта черствость мешает нам пройти в двери Иисуса (ср. Ин 10, 7): важнее соблюдение закона, как он написан или как я его толкую, чем свобода идти вперед, следуя за Иисусом.
Еще одно, что не позволяет нам двигаться вперед в познании Иисуса – это лень, вялость… Вспомним того человека из купальни: он провел там 38 лет (ср. Ин 5, 1-9). Лень. Она отнимает у нас желание идти вперед, и на все «да, но… не сейчас, нет…». Тебе больше хочется, чтобы тебя отнесли куда-то в теплое местечко и дали там расслабиться. Лень – это еще одно, что мешает нам идти вперед.
Другое довольно скверное препятствие – клерикалистский подход. Клерикализм ставит себя на место Иисуса, говоря: «Нет, это должно быть так-то, так-то и так-то…». «Но Учитель…». «Оставь Учителя в покое: должно быть так-то, так-то и так-то, а если ты не сделаешь так-то, так-то и так-то, то не сможешь войти». Клерикализм отнимает свободу веры верующих. Это болезнь, скверная болезнь Церкви: клерикалистский подход.
И еще одно, что мешает нам идти вперед, войти, чтобы познать Иисуса и исповедовать Его, это мирской дух. Когда жизнь в вере, практика веры заканчивается обмирщением. И всё становится мирским. Вспомним, как совершаются те или иные таинства в некоторых приходах: сколько там мирского! И как слабо ощущается благодать присутствия Иисуса.
Всё это мешает нам быть из овец Иисуса. Мы «овцы» всех этих вещей: богатства, лени, черствости, обмирщения, клерикализма, формальностей, идеологий, образов жизни. Нам недостает свободы. А ведь нельзя следовать за Иисусом без свободы. «Но иногда свобода заводит слишком далеко, и человек катится вниз». Да, это правда. Правда. Можно упасть из-за свободы. Но хуже всего упасть еще до того, как пойдешь вперед, из-за всех этих вещей, которые мешают нам пуститься в путь.
Господь да просветит нас, чтобы мы увидели, есть ли в нас свобода пройти в дверь, которая есть Иисус, и пойти дальше, чтобы стать стадом – овцами Его стада.
Молитва для духовного причащения
Те, кто не может приступать к причастию, совершают сейчас духовное причащение:
О мой Иисусе, верую в Твое присутствие в Пресвятом Таинстве. Превыше всего люблю Тебя и всей своей душой жажду Тебя. Так как сейчас я не могу принять Тебя в таинстве, хотя бы духовно приди в мое сердце. Ты уже пришел, и я принимаю Тебя и всецело с Тобой соединяюсь. Не допусти мне отлучиться от Тебя.
Источник: vatican.va
.