Ватикан. На утренней Святой Мессе 29 апреля в часовне Дома св. Марфы Папа Франциск молился за единство Европы и Евросоюза и за братскую общность их жителей. В проповеди он призвал просить Господа о благодати простого, смиренного и конкретного исповедания грехов, которым мы получим Божье прощение.
Церковь сегодня воспоминает св. Екатерину Сиенскую, деву и учителя Церкви, покровительницу Европы и Италии. Преемник Петра в день ее памяти вновь задумался над Европой, которая борется с пандемией коронавируса:
«Сегодня святая Екатерина Сиенская, учитель Церкви и покровительница Европы. Помолимся за Европу, за ее единство, за единство Европейского Союза, чтобы мы все вместе шли дальше, как братья ».
В проповеди Папа интерпретировал сегодняшние чтения из первого послания Иоанна (1 Ин 1, 5 – 2, 2) и Евангелия от Матфея (Мф 11, 25-30), которые призывают к конкретному, истинному и несложному отношению с Богом. Господа не радует теплохладность и серая зона. Духовная жизнь проста, отметил Святой Отец, но мы, через палитру различных оттенков, привносим в нее сложности.
«В первом письме святого апостола Иоанна находится много контрастов, в противоположность здесь входит свет и тьма, ложь и истина, грех и невинность. Но апостол постоянно призывает к конкретности и правде. Он заявляет, что мы не можем оставаться в общении с Иисусом и в то же время жить во тьме, потому что Бог – это свет. Мы выбираем один из предложенных вариантов, или, что еще хуже, серость, которая своим оттенком говорит о том, что мы находимся в свете, и это нас успокаивает. Эта серая зона очень коварна, поэтому остается двойной выбор.
Апостол продолжает словами: «Если мы говорим, что у нас нет греха, мы обманываем самих себя, а истина не в нас». У нас у всех есть грехи, мы все грешники. Тем не менее, мы не должны обманывать себя, что это утверждение: «мы все грешники», мы произносим одинаково как «добрый день», как нечто привычное. Таким образом, это становится социальной привычкой, которая лишает нас истинного осознания греха. Нет, я грешник по той или иной причине. Нужна конкретность, конкретность в истине. Истина всегда конкретна, в то время, когда ложь эфирна, как воздух, который невозможно постичь. Истина конкретна, и поэтому невозможно исповедоваться в абстрактных грехах: «Да, один раз у меня кончилось терпение… в другой раз…» Нет: «Я сделал… Я подумал… Я сказал…». Благодаря конкретности я понимаю, что я настоящий, не какой-то нематериальный грешник.
В Евангелии Иисус говорит: «Я восхваляю Тебя, Отец, Господь небес и земли, за то, что Ты скрыл это от мудрых и благоразумных и открыл это младенцам». Конкретность маленьких. Приятно прислушиваться к их исповеди, потому что в простоте, которую дает им Бог, они не говорят ничего странного и пустого, но конкретные факты, иногда слишком конкретные. Я до сих пор помню мальчика, который однажды признался мне, что ему грустно, потому что он поспорил со своей тетей. Потом оказалось, что его тетя – в отсутствие матери – запретила ему заниматься футболом, пока он не сделает домашнее задание. «Слово за слово, и, в конце концов, я отправил ее в рощу!» Он был мальчиком с высокой топографической культурой… он также добавил, как называется эта роща! Таковы дети – простые и конкретные.
От нас так же требуется простота и конкретность. Конкретность приводит к смирению, потому что смирение конкретно. «Мы все грешники» – это абстрактное утверждение. Совсем другое, когда я говорю: «Я согрешил», мне стыдно перед Иисусом, и я говорю: «Прости меня». Это истинное отношение грешника. «Если мы говорим, что у нас нет греха, мы обманываем самих себя, и нет в нас истины». Один из способов отрицать свои грехи – это именно такой абстрактный подход: «Да, мы грешники, да, у меня кончилось терпение», необоснованный реальностью, когда я даже свой грех не замечаю. «Вы знаете, что мы все делаем что-то подобное, мне жаль, мне больно, я больше не хочу этого делать, говорить, думать». Важно, чтобы мы внутри умели назвать грехи, конкретно их поймать. С воздушных высот мы приземлимся во тьме. Будем как маленькие: что на сердце, то и на языке. Они еще не научились скрывать факты так, чтобы они обнаружились, без того, что мы их скажем. Это ремесло взрослых, которое часто не приносит нам пользы.
Вчера я получил письмо от одного мальчика из города Караваджо. Его зовут Ондрей. В нём он говорит о себе – письма детей и подростков прекрасны именно благодаря этой конкретности. Он пишет мне, что слушал Мессу по телевидению и что должен упрекнуть меня за что-то. Я призываю людей поздороваться знаком мира, что невозможно, потому что мы не можем касаться друг друга во время пандемии. Он в трансляции не видит, что люди в часовне приветствуют друг друга кивком головы, а не пожимают друг другу руки. Но он сказал об этом свободно.
У нас одинаковая свобода по отношению к Господу: «Господи, я согрешил, помоги мне». Как и Петр после первого чудесного лова: «Господи, отойди от меня: я человек грешный!» Позаботимся об этой мудрости в конкретности. Дьявол хотел бы, чтобы мы жили теплохладно и серо: ни хорошие, ни плохие, ни белые, ни черные, а серые. Господу не нравится такая жизнь, Его не радует теплохладность, Он нуждается в конкретности, чтобы мы избежали лжи. Когда мы исповедуем свои грехи, Он в Своей верности и справедливости простит нас, и тогда, когда будем конкретными. Духовная жизнь очень проста, но мы усложняем ее этими оттенками, которые никуда не ведут…
Попросим Господа о благодати простоты. Пусть Он дарует нам благодать, которой Он наделил невинных людей, детей, молодежь, которые выражают то, что они чувствуют, они не скрывают того, что они ошибаются. Также по отношению к Богу давайте говорить искренне и не жить половинчатой жизнью. Попросим о благодати свободного признания, а также о благодати познания нашего положения перед Богом», – так Папа Франциск проповедовал на утренней Мессе в часовне Дома св. Марфы.