УТРЕННЯЯ СВ. МЕССА В ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
ИЗ ЧАСОВНИ ДОМА СВ. МАРФЫ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
«Маленькое ежедневное линчевание сплетнями»
Вторник, 28 апреля 2020 г.
Введение
Сейчас, когда начинают издаваться предписания по выходу из карантина, помолимся Господу о том, дабы Он даровал Своему народу, всем нам, благодать благоразумия и послушания этим предписаниям, чтобы пандемия уже больше не вернулась.
Проповедь
В первом чтении последних дней мы слышали о мученичестве Стефана: простой рассказ о том, как это произошло. Учители закона не стерпели его ясной проповеди и, едва она зазвучала, стали искать кого-то, кто скажет, будто слышал, как Стефан хулил Бога и Закон (ср. Деян 6, 11-14). Затем они набросились на него и побили камнями: вот так всё просто (ср. Деян 7, 57-58). Вот схема действий, которая применяется не впервые: с Иисусом они поступили так же (ср. Мф 26, 60-62). Старались убедить присутствовавших там людей, что Он – богохульник, и кричали: «Распни его!» (Мк 15, 13). Какое скотство! Скотство, начиная с лжесвидетельства и кончая «правосудием». Вот она – схема. Во всей Библии есть такие случаи: то же они сделали с Сусанной (ср. Дан 13, 1-64), то же сделали с Навуфеем (ср. 3 Цар 21, 1-16), затем Аман пытался сделать то же с народом Божьим (ср. Есф 3, 1-14). Фэйки, клевета, подначивающая народ и взывающая к «справедливости». Это линчевание, настоящее линчевание.
Итак, они приводят Стефана к судье, чтобы он придал всему видимость законности: но Стефан уже был приговорен. Судья должен был бы быть очень и очень смелым человеком, чтобы пойти против «такого популярного» приговора – специально состряпанного, уже готового. Так было и с Пилатом: Пилат ясно понимал, что Иисус невиновен, но, глядя на народ, умыл руки (ср. Мф 27, 24-26). Такая вот форма правосудия. То же мы видим и сегодня: и сегодня схема в действии. В некоторых странах, когда кто-то хочет организовать государственный переворот либо «обезвредить» политика, чтобы тот не выдвигался на выборах, делает всё то же: фэйки, клевета, обращается к судье из тех, кто любит «творить» правосудие с тем «ситуационным» позитивизмом, который как раз в моде, а потом – приговор. Такое социальное линчевание. Так было и со Стефаном, и его судили так же: привели в суд с уже готовым приговором, который вынес обманутый народ.
Так происходит и с сегодняшними мучениками: судьи не могут творить правосудие, потому что приговоры уже вынесли. Вспомним хотя бы Асию Биби: десять лет в тюрьме по клеветническим обвинениям, и люди, желавшие ей смерти. Перед всей этой лавиной фэйков, создающих общественное мнение, сделать зачастую ничего нельзя – ничего.
В том же контексте мне часто вспоминается Шоа. Шоа – такой же случай. Было создано общественное мнение, настроенное против одного народа, так что стало нормально говорить: «Да, да, их нужно убить, их нужно убить». Один из способов «убрать» неудобных, людей, которые мешают.
Все мы знаем, что это нехорошо, но даже не осознаём существования маленького ежедневного линчевания, которое старается осудить, ославить человека, вытолкать его на обочину, приговорить. Маленькое ежедневное линчевание сплетнями, создающее общественное мнение. Так часто, слыша, как кто-то злословит другого, мы говорим: «Нет, это хороший человек!» А нам отвечают: «Да, нет же, говорят, что…». И этим «говорят, что…» создается нужное мнение, чтобы покончить с этим человеком. А истина в другом: истина в свидетельстве об истине, о своих реальных убеждениях; истина ясна, она прозрачна. Истина не терпит давления. Посмотрим на Стефана, мученика – первого мученика после Иисуса. Да, первомученик. Вспомним апостолов: все они дали свидетельство. Вспомним также множество мучеников, в том числе и того, чью память мы сегодня отмечаем – св. Петра Шанеля. Сплетни обвинили и его в том, что он плел заговоры против короля… ославили его и обрекли на смерть. Подумаем о себе, о нашем языке: так часто и мы сами своими комментариями, например, начинаем точно так же линчевать. И в наших христианских институциях мы видели столько ежедневного линчевания, которое порождало сплетни!
Господь да поможет нам быть справедливыми в наших суждениях и не поддаваться массовому осуждению, которое порождают сплетни.
Молитва для духовного причащения:
Те, кто не может приступать к причастию, совершают сейчас духовное причащение:
У ног Твоих, о мой Иисус, простираюсь и приношу Тебе покаяние моего сокрушенного сердца, погружающегося в свое ничто и в святое присутствие Твое. Поклоняюсь Тебе в Таинстве Твоей любви – неизреченной Евхаристии. Жажду принять Тебя в той бедной обители, которую предлагает Тебе мое сердце. Ожидая блаженства сакраментального причащения, хочу обрести Тебя в духе. Приди ко мне, о мой Иисус, чтобы и я пришел к Тебе. Да воспламенит Твоя любовь всё мое существо в жизни и в смерти. Верую в Тебя, уповаю на Тебя, люблю Тебя.