Ватикан. 8 апреля во время утренней Мессы Папа Франциск просил Господа коснуться сердец людей, находящихся в чрезвычайной ситуации, вызванной пандемией коронавируса. В проповеди он говорил о предательстве Иуды и о людях, которые в состоянии продать других, в том числе своих близких, ради личной выгоды.
Во введении литургии среды Страстной недели Преемник Петра молился об обращении людей, которые в настоящее время получают выгоду от страданий своего окружения:
«Сегодня помолимся за людей, которые во время нынешней пандемии торгуют с нуждающимися, используют их страдания и продают их: за мафию, ростовщиков и многих других. Пусть Господь коснется их сердец и обратит их».
В проповеди Святой Отец прокомментировал Евангелие от Матфея (Мф 26, 14-25), которое говорит о предательстве Иуды. Сегодня тоже, объяснял Папа, есть Иуды – люди, которые в личных интересах могут продать своих близких. Также сегодня есть люди, которые хотели бы одновременно служить Богу и мамоне; это скрытые эксплуататоры, внешне безупречные, которые торгуют людьми и продают ближнего. Иуда оставил после себя учеников, учеников дьявола. Ибо он цеплялся за деньги, и тот, кто сильно любит их звон, способен предать, чтобы дьявол, ненадежный плательщик, вверг его в отчаянные и предал смерти. Папа размышлял о многих институционализированных Иудах, которые сегодня высасывают людей, а также о маленьких Иудушках, которых мы носим в себе. Каждый из нас может совершить предательство ради любви к деньгам или материальным благам.
«Среда Страстной недели также называется Гадкой, это день, когда Церковь указывает на предательство Иуды. Иуда продает своего Учителя. Когда мы думаем о торговле людьми, мы имеем в виду торговлю рабами и их перевозку из Африки в Америку, которую считаем древнейшей, или, например, продажу езидских девушек воинам так называемого Исламского государства, как что-то слишком далекое… Сегодня так же ежедневно торгуют людьми. Есть Иуды, которые продают своих братьев и сестер, эксплуатирует их труд, не выплачивая справедливую заработную плату и не признавая их прав… Часто мы даже продаем то, что нам дороже. Ради своего удобства человек способен вытеснить своих родителей и не общаться с ними, отдать их в дом престарелых и не навещать их… просто продать их. Одно высказывание о таких людях говорит, что они в состоянии продать и свою собственную мать – и они ее продают. Они так обретают покой, родители далеко и пусть о них заботится кто-то другой…
Торговля людьми та же самая, что была в ранние времена, она продолжается, но почему? Иисус предсказал это, признал Свой суверенитет собственности, сказав: «Вы не можете служить и Богу, и мамоне», два господина. Богатство – это единственное, что Иисус ставит равным Себе и предлагает для личного выбора: либо вы служите Богу и обретаете свободу в адорации и служении, либо вы служите мамоне и становитесь его рабами. В этом заключается выбор. Но многие люди хотят одновременно служить Богу и мамоне, а это невозможно. В итоге они окончат так, что будут притворяться, что служат Богу, чтобы служить мамоне. Это скрытые и социально состоявшиеся эксплуататоры, которые торгуют тайно, и для них не имеет значения то, что товаром являются люди. Они эксплуатируют человека и продают ближнего.
Иуда ушел, но оставил после себя учеников, которые ходили в школу дьявола. Мы не знаем, какой была жизнь Иуды. Вероятно, он был нормальным мальчиком, движимым внутренним беспокойством, и поэтому Господь призвал его в Свои ученики. Но Иуда никогда не преуспевал в своем ученичестве: у него не было ни губ ученика, ни его сердца, как мы читали в первом чтении (см. Ис 50, 4-9а). Он не преуспел в ученичестве, но Иисус любил его… Евангелие поясняет, что у Иуды была тяга к деньгам – помните, когда в доме Лазаря Мария помазала ноги Иисуса драгоценным маслом, и евангелист Иоанн говорит об этом: «он заботился о бедных, но был вором». Любовь к деньгам вынуждала его нарушать правила, воровать, а от воровства до предательства всего один шаг. Кто слишком сильно любит богатство, допускает предательство, чтобы умножить его – это реальность и закон. Иуда, возможно, хороший молодой человек с искренними намерениями, оказывается предателем, действующим как торговец: «Иуда Искариот пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?». По моему мнению, этот человек вел себя, не имея здравого ума.
Но есть кое-что, что привлекает мое внимание. Иисус никогда не называет его предателем, хотя Он говорит о том, что один из Его учеников предаст Его, но никогда не говорит это именно о нём. Он не прогоняет Иуду, сказав: «Иди прочь, ты – предатель!» Напротив, Он называет его Своим другом и подходит к нему с поцелуем. Это секрет Иуды. В чём он? Дон Примо Маццолари объяснил это лучше, чем я… Да, я получаю утешение от колоны в Везелау. Как закончил Иуда? Не знаю. Иисус настойчиво предупреждает: «Горе тому, кто предает Сына Человеческого. Для того человека бы было лучше не родиться». Значит ли это, что Иуда в аду? Я не знаю. Я смотрю на столб и слышу, как Иисус говорит: «Друг!».
Однако это подводит нас к другой, более реалистичной и своевременной идее. Сатана вошел в Иуду и привел его к тому, что он сделал. Как закончилась история? Дьявол ненадежный плательщик, он обещает всё и показывает тебе всё, но в конце он оставит тебя в отчаянии, чтобы ты повесился.
Беспокойное сердце Иуды, измученное вожделением и любовью к Иисусу, с чувством, которое не смогло быть любовью, возвращается с этими туманными мучениям к первосвященникам и просит прощения и спасения. «Что нам до того?» – так говорит дьявол и оставляет тебя в отчаянии. Подумайте о многих узаконенных Иудах, которые получают пользу от людей в этом мире. А также подумаем об Иудушке, который проживает в каждом из нас и проявляет себя в решении между верностью и интересом. Каждый из нас способен предать, продать, выбрать свой интерес. Каждого из нас может привлечь любовь к деньгам, богатству и будущему благополучию. «Где ты, Иуда?» Этот вопрос задаю каждому из нас: «Иуда, Иудушка во мне, где ты?», – так проповедовал Папа Франциск в Доме св. Марфы. Он завершил утреннюю службу Евхаристической адорацией, призывая верующих принять духовное Святое Причастие и Евхаристическое Благословение.
Rv/cz
.