ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 1 апреля 2020 г.
Катехиза о заповедях блаженства: 6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8)
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы вместе читаем шестую заповедь блаженств, которая обещает лицезрение Бога и в качестве условия требует чистоты сердца.
Псалом говорит: «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (27[26], 8-9).
Эти слова демонстрируют жажду личных отношений с Богом: не механических, не каких-то расплывчатых, нет – личных, которые и книга Иова описывает как признак искренних отношений. В ней сказано так: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42, 5). И часто я думаю о том, что это и есть жизненный путь в наших отношениях с Богом. Мы знаем Бога лишь понаслышке, но с собственным опытом движемся всё дальше и дальше, пока, наконец, не узнаем Его непосредственно, если будем верны… Вот зрелость Духа.
Как же добиться такой близости – узреть Бога своими глазами? Здесь можно вспомнить, например, учеников из Эммауса: Господь Иисус был рядом с ними, «но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк 24, 16). Господь открыл им глаза в конце пути, который увенчался преломлением хлеба, а начался с порицания: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк 24, 25). Это начальное порицание. Вот откуда их слепота: их сердца глупы и медлительны. А когда сердце глупо и медлительно, то человек ничего вокруг себя не видит. Всё как в тумане. В этом и заключается мудрость этой заповеди блаженств: чтобы созерцать, нужно погрузиться в себя и освободить место для Бога, ибо, как говорит св. Августин, «Бог глубже во мне, чем я сам» («interiorintimomeo»: «Исповедь», III, 6, 11). Чтобы узреть Бога, не нужно менять очки или угол зрения, либо авторов-богословов, которые наставят на путь: нужно освободить сердце от завладевших им обманов! Вот единственный путь.
Так происходит решительное созревание: мы понимаем, что наш злейший враг часто сокрыт в наших сердцах. Самая благородная битва – это битва с внутренними обманами, порождающими наши грехи. Ведь грехи притупляют внутреннее зрение, меняют нашу оценку реальности, заставляют видеть неправильно или, по крайней мере, не совсем правильно.
Поэтому важно понять, что такое «чистота сердца». Для этого нужно помнить, что в Библии сердце – это не только чувства, но и самое сокровенное место человеческого существа, внутреннее пространство, где человек является самим собой. Так понимает его Библия.
В Евангелии от Матфея говорится: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?!» (6, 23). Этот «свет» – взгляд сердца, перспектива, синтез, точка, с которой воспринимается реальность (ср. апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 143).
Но что значит «чистое» сердце? Чистый сердцем живет в присутствии Господа, храня в сердце то, что достойно отношений с Ним. Только так его жизнь может быть «унифицированной», линеарной, не извилистой, а простой.
Таким образом, чистое сердце – это результат процесса, предполагающего освобождение и отречение. Чистое сердце таким не рождается: оно пережило внутреннее упрощение, научившись отрекаться от зла в себе, что в Библии называется обрезанием сердца (ср. Втор 10, 16; 30, 6; Иез 44, 9; Иер 4, 4).
Это внутреннее очищение подразумевает признание той части сердца, что находится под влиянием зла: «Знаешь, Отче, я чувствую так, я думаю так, я вижу так, и это скверно». Признать скверную часть, которая затуманена злом, чтобы освоить искусство следовать наставлениям и руководству Святого Духа. Путь от больного сердца, от грешного сердца, от сердца, которое не можем хорошо видеть реальность, потому что оно во грехе, к полноте света сердца – дело Святого Духа. Это Он ведет нас по этому пути. Итак, по такому пути сердца мы приходим к лицезрению Бога.
В этом блаженном лицезрении есть некое будущее, эсхатологическое измерение, как и во всех заповедях блаженств: это радость Царства Небесного, к которому мы идем. Но есть и другое измерение: видеть Бога значит распознавать замыслы Провидения в том, что с нами происходит, признавать Его присутствие в Таинствах, Его присутствие в братьях, особенно бедных и страдающих, и узнавать Его там, где Он являет Себя (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2519).
Эта заповедь блаженств в каком-то смысле является плодом предыдущих: если мы вняли жажде добра, обитающей в нас, и сознательно живем милосердием, то начинается путь освобождения, который длится всю жизнь и ведет к небесам. Это серьезный труд, который проделывает Святой Дух, если мы даем Ему пространство для этого, если мы открыты на действие Святого Духа. Поэтому мы можем сказать, что Божий труд в нас – в испытаниях и очищениях жизни, и этот труд Бога и Святого Духа ведет к великой радости, к истинному миру. Мы не боимся, мы открываем двери нашего сердца Святому Духу, чтобы Он очистил нас и вел дальше по этому пути к полной радости.