ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 18 марта 2020 г.
Катехиза о заповедях блаженства: 6. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5, 4)
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы остановимся на пятой заповеди блаженств, которая гласит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5, 7). В этой заповеди есть одна особенность: она единственная, в которой причина и плод блаженства идентичны – милосердие. Проявляющие его обретут его же, будут «помилованы».
Эта тема взаимозависимости прощения присутствует не только в этой заповеди блаженств, но становится лейтмотивом Евангелия. А как же иначе? Милосердие – само сердце Бога! Иисус говорит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6, 37). Всё та же взаимозависимость. И в Послании св. Иакова сказано, что «милость превозносится над судом» (2, 13).
Но, в первую очередь, эта взаимозависимость отражена в молитве «Отче наш», когда мы произносим: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6, 12). И эта просьба находит свое единственное разъяснение в конце: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15; ср. «Катехизис Католической Церкви», 2838).
Есть две вещи, которые нельзя отделить друг от друга: данное прощение и прощение полученное. Но у многих людей здесь возникает проблема: они не могут простить. Так часто перенесенное зло столь велико, что кажется, будто простить – это всё равно что взобраться на самую высокую гору: слишком трудно сделать это, и кто-то думает: простить нельзя, такого нельзя простить. Факт взаимозависимости милосердия говорит о том, что нам нужно перевернуть перспективу. Сами по себе мы не можем, нам нужна Божья благодать, мы должны молиться о ней. Ведь, если пятая заповедь блаженств обещает обретение милосердия, а в «Отче наш» мы просим о прощении долгов, то это значит, что мы по своей сути должники и нуждаемся в милосердии!
Все мы должники. Все. Пред Богом, Который столь великодушен, и пред братьями. Всем нам известно, что мы не тот отец и не та мать, какими должны быть, не тот жених или не та невеста, не тот брат или не та сестра. Мы все «ущербны» в этой жизни. И всем нам нужно милосердие. Нам известно, что и мы творили зло, всегда чего-то не хватает в том добре, которое мы должны были совершить.
Но именно эта наша ущербность придает нам силу для прощения! Мы – должники, и если, как мы слышали в начале, нам отмерится той же мерой, что мы мерим другим (ср. Лк 6, 38), то нам следует увеличивать эту меру и прощать долги, отпускать другим. Каждый должен помнить, что ему нужно прощать, что ему нужно прощение, что ему нужно терпение. В этом секрет милосердия: «прощая, обретаем прощение». Поэтому Бог опережает нас и прощает первым (ср. Рим 5, 8). Обретая Его прощение, мы, в свою очередь, становимся способными прощать. Так наша собственная ущербность и недостаток правды в нас дает нам шанс шире открыться Царству Небесному – по мере Бога, которая есть милосердие.
Откуда рождается наше милосердие? Иисус сказал нам: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36). Чем больше любви Отца мы обретаем, тем больше любим (ср. «Катехизис Католической Церкви», 2842). Милосердие – это не одно из многих измерений, а центр христианской жизни: нет христианства без милосердия[1]. Если всё наше христианство не ведет нас к милосердию, то мы сбились с пути, потому что милосердие – это единственная истинная цель любого духовного пути. Оно – один из прекраснейших плодов любви (ср. «Катехизис Католической Церкви», 1829).
Напомню, что эта тема была выбрана еще для первой молитвы «Ангел Господень», которой я молился как Папа: милосердие. И это сильно отпечаталось во мне, стало тем учением, которое я как Папа обязан всегда преподавать, учением повседневным: милосердие. Помнится, в тот день я даже несколько «бесстыдно» повел себя по отношению к рекламе книги о милосердии, только что опубликованной кардиналом Каспером. И тогда же я ясно понял, что это – то учение, которое я должен преподать как Епископ Рима: милосердие, милосердие, прощение.
Милосердие Божье – это наше освобождение и счастье. Мы живем по милости и не можем позволить себе быть немилостивыми: это воздух для дыхания. Мы слишком ущербны, чтобы ставить условия, нам нужно прощать, потому что мы сами нуждаемся в прощении. Спасибо!
[1] ср. Св. Иоанн Павел II, окружное послание «Dives in misericordia» (30 ноября 1980 г.); булла «Misericordae Vultus» (11 апреля 2015 г.); апостольское послание «Misericordia et misera» (20 ноября 2016 г.).
.