ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Библиотека Апостольского дворца,
среда, 11 марта 2020 г.
В своем наставлении на итальянском языке Папа вернулся к катехизическому циклу, посвященному заповедям блаженств, и на этот раз сосредоточился на четвертой из них: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5, 6).
Добрый день, дорогие братья и сестры!
На сегодняшней аудиенции мы продолжим размышлять над лучезарной стезей счастья, явленной нам Господом в заповедях блаженств, и на этот раз займемся четвертой из них: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5, 6).
Мы уже читали о нищете духа и о плаче, а теперь нам предстоит взглянуть на себя в призме еще одного вида слабости – той, что связана с голодом и жаждой. Голод и жажда принадлежат к основным потребностям, так как касаются выживания. И нужно это подчеркнуть: речь здесь идет не о каком-то простом желании, а о такой жизненной и повседневной необходимости, как питание.
Но что значит голод и жажда правды? Естественно, тут не имеются в виду те, кто жаждет мести: наоборот, в предыдущей заповеди говорилось о кротости. Конечно же, неправда ранит человечество, человеческое общество безотлагательно нуждается в равенстве, истине и социальной справедливости. Давайте помнить, что боль женщин и мужчин этого мира достигает сердца Бога Отца. Какой отец не сострадает от боли своих детей?
Писания говорят о боли бедных и угнетенных, которую Бог знает и разделяет. Услышав вопль угнетенных чад Израиля, Бог, как повествует книга Исхода (см. 3, 7-10), сошел с небес, дабы освободить Свой народ. Но голод и жажда правды, о которой говорит Господь, глубже законной потребности в человеческой справедливости, живущей в сердце каждого человека.
В той же «нагорной проповеди» чуть позже Иисус говорит о правде намного большей человеческого права или личного совершенства: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5, 20). Такова правда, исходящая от Бога (ср. 1 Кор 1, 30).
В Писаниях мы находим отражение жажды более глубокой, чем физическая – эта жажда лежит у истоков нашего бытия. В одном из псалмов говорится: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 63[62], 2). И отцы Церкви говорят об этом беспокойстве, которое живет в сердце человека. Святой Августин пишет: «Ты сотворил нас для Себя, Господи, и не находит покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе»[1]. Есть некая внутренняя жажда, внутренний голод, некое беспокойство…
В каждом сердце, и даже в самом развращенном и далеком от добра человеке, таится тоска по свету. Пусть и погребенная под руинами заблуждений и ошибок, но всегда живет в нас жажда истины и добра, т.е. жажда Бога. Святой Дух пробуждает эту жажду: Он – та живая вода, что придала форму нашему праху, Он – то созидательное дуновение, что вдохнуло жизнь в этот прах.
Потому Церковь послана возвестить всем Слово Божье, пронизанное Святым Духом. Ведь Евангелие Иисуса Христа и есть та самая великая правда, которую только можно предложить человеческому сердцу, жизненно нуждающемуся в ней, пусть даже этого не сознавая[2].
Например, когда мужчина и женщина заключают брак, то собираются совершить нечто великое и прекрасное, и, если эта жажда будет жить в них, с помощью благодати они всегда найдут тот путь, который, вопреки всем трудностям, поведет их вперед. Молодежь также ощущает этот голод и не должна терять его! Надо беречь и питать в сердцах детей это желание любви, доброты, радушия, которое выражается в их искренних и светлых порывах.
Каждый призван вновь и вновь открывать для себя то, что по-настоящему важно, в чём он по-настоящему нуждается, что делает жизнь лучше, и в то же время то, что второстепенно, без чего можно спокойно обойтись.
В этой заповеди блаженства – об алчущих и жаждущих правды – Иисус возвещает, что есть такая жажда, которая не останется без ответа, жажда, которая, если ей следовать, будет утолена и всегда стремится к доброй цели, так как откликается на сердце Самого Бога, на голос Его Святого Духа, Который есть любовь, и является семенем, посеянным этим Духом в наших сердцах. Да дарует Господь нам эту благодать: жаждать правды, т.е., по сути, желать найти Его, увидеть Бога и творить добро другим.
[1] «Исповедь», 1, 1. 5.
[2] ср. «Катехизис Католической Церкви», 2017: «Благодать Духа Святого дарует нам справедливость Божию. Объединяя нас, через веру и Крещение, со Страстями Христа и Его Воскресением, Святой Дух делает нас участниками Своей жизни».
Источник: vatican.va
.