СВ. МЕССА, БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ВОЗЛОЖЕНИЕ ПЕПЛА
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика св. Сабины,
среда, 26 февраля 2020 г.
Мы начинаем Великий пост с возложения пепла: «Помни, что прах ты и в прах возвратишься» (ср. Быт 3, 19). Прах на головах возвращает нас на землю, напоминает, что мы вышли из земли и в землю же вернемся. Мы слабы, хрупки и смертны. Мы – лишь краткое мгновение течения веков и тысячелетий, на фоне необъятности галактик и космического пространства мы – лишь мелкие песчинки. Мы – прах во вселенной. Но мы –Богом любимый прах. Господу в Его любви было угодно собрать наш прах в ладони и вдохнуть в него дыхание жизни (ср. Быт 2, 7). А потому мы – драгоценный прах, которому предназначено жить вечно. Мы – земля, на которую Бог излил Свои небеса, прах, в который Он вложил Свои мечты. Мы – надежда Бога, Его сокровище, Его слава.
Так что пепел напоминает нам о переходе в нашем бытии: из праха в жизнь. Мы – прах, земля, глина, но, позволяя дланям Божьим лепить нас, становимся чудом. И всё же часто, когда нам трудно и одиноко, мы видим в себе только прах! Но Господь приободряет нас: то малое, чем мы являемся, до бесконечности ценно в Его глазах. Мы рождены, чтобы быть любимыми, мы рождены, чтобы быть детьми Божьими.
Дорогие братья и сестры, давайте осознаем это в начале Великого поста. Потому что Великий пост – это время не для того, чтобы заваливать окружающих бесполезным морализмом, а для того, чтобы признать, что наш жалкий пепел любим Богом. Это время благодати, чтобы воспринять любящий взор Бога, направленный на нас, и под Его взором изменить жизнь. Мы на этом свете для того, чтобы идти из пепла в жизнь. Так что давайте не будем обращать надежду в прах, превращать в пепел мечту Бога. Давайте не сдаваться. А ты говоришь: «Как мне надеяться на что-то? В мире всё летит в тартарары, всюду царит страх, кругом злоба, и общество отрекается от христианства…». Но разве ты не веришь, что Бог способен обратить наш прах во славу?
Пепел, который наносят на наши лбы, встряхивает мысли в наших головах. Он напоминает нам о том, что мы, как дети Божьи, не можем жить ради погони за мимолетным прахом. Один вопрос может молнией ударить из головы в сердце: «Для чего я живу?» Если ради преходящих мирских благ, то возвращаюсь в прах, отвергая то, что Бог свершил во мне. Если только для того, чтобы принести домой немножко денег и поразвлечься, чтобы добиться немножечко престижа, продвинуться немножечко в карьере, то я живу прахом. Если моя жизнь мне кажется плохой лишь потому, что на меня не обращают достаточно внимания или другие не воздают мне должного, чего я, по-моему, заслуживаю, то я всё еще гляжу на прах.
Не для того мы пришли на этот свет. Мы стоим гораздо большего, мы живем ради гораздо большего: чтобы исполнить мечту Бога, чтобы любить. Пепел посыпается на наши головы, чтобы в сердцах зажегся огонь любви. Потому что мы – граждане неба, а любовь к Богу и ближнему – это небесный паспорт, наш паспорт. Земные блага, которые у нас есть, не пригодятся: это прах, который исчезает. А вот любовь, которую мы дарим в кругу семьи, на работе, в Церкви, в мире, спасет нас и пребудет вовек.
Пепел, которым нас посыпают, напоминает нам о втором, противоположном первому переходе: из жизни в прах. Мы смотрим по сторонам и везде видим прах смерти. Жизни, превратившиеся в пепел. Руины, разрушения, войны. Жизни невинных малышей, которых не желали, жизни отверженных бедняков, жизни всеми забытых стариков. Мы продолжаем самоуничтожаться, сами возвращать себя же в прах. А сколько праха в наших отношениях! Взглянем-ка на то, что творится у нас дома, в наших семьях: сколько в них ссор, сколько неумения разряжать конфликты, скольких усилий стоит просто извиниться, простить и начать всё сначала, но зато с какой легкостью мы требуем личного пространства и соблюдения своих прав! В наших семьях так много праха, который загаживает любовь и овладевает жизнью. Даже в Церковь, в дом Божий мы нанесли так много праха – праха мира сего.
Заглянем внутрь, в самое сердце: как часто мы душим огонь Божий пеплом лицемерия! Лицемерие – это мерзость, которую Иисус в сегодняшнем Евангелии требует убрать. Ведь Господь повелевает не просто совершать дела милосердия, молиться и поститься, но и делать всё это без притворства, двоедушия и лицемерия (ср. Мф 6, 2. 5. 16). Как часто мы делаем что-то только ради одобрения других, ради имиджа, ради собственного «Я»! Как часто мы объявляем себя христианами и безо всяких терзаний сердца предаемся порабощающим нас страстям! Как часто мы проповедуем одно, а делаем другое! Как часто мы притворяемся добрыми снаружи и таим зло внутри! Сколько двуличия в наших сердцах… Этот прах загаживает всё, этот пепел душит огонь любви.
Нам нужно вытряхнуть весь осевший на сердце прах. Как это сделать? Здесь нам поможет горестный призыв св. Павла из второго чтения: «Примиритесь с Богом!» Он не просит, он умоляет: «…от имени Христова молим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). Нет, это мы бы так сказали: «примиритесь с Богом!» А Павел в оригинале использует пассив и дословно говорит: «дайте примирить себя». Поскольку святость – это не наше достижение, а благодать! Потому что сами по себе мы не способны стряхнуть пыль, которая загадила наши сердца. Ведь только Иисус, Который знает и любит наше сердце, способен исцелить его. Великий пост – это время исцеления.
И что же делать? На пути к Пасхе мы можем совершить два перехода: первый – из праха в жизнь, из нашего хрупкого человеческого естества в человеческое естество Иисуса, исцеляющего нас. Мы можем встать перед Распятием, стоять там, смотреть и повторять: «Иисусе, любящий меня, преобрази меня… Иисусе, любящий меня, преобрази меня…». А затем, приняв Его любовь, плача перед величием этой любви, совершить второй переход, чтобы не пасть обратно из жизни в прах. Мы идем в исповедальню, чтобы обрести Божье прощение, потому что там огонь Божьей любви пожирает пепел нашего греха. Объятия Отца на исповеди обновляют нас изнутри, очищают наше сердце. Дадим же примирить себя, чтобы жить любимыми детьми, прощеными грешниками, исцеленными больными, ведомыми путниками. Дадим любить себя, чтобы любить. Дадим поднять себя, чтобы идти к цели – к Пасхе. И тогда мы познаем радость знать, что Бог воскрешает нас из нашего же пепла.
Источник: vatican.va
.