Италия. «Когда я вижу чрезмерно чистых христиан, которые обладают всей правдой, но не в силах испачкать свои руки, я говорю им: «Вы не христиане! Вы теисты со священной водой, вы еще не достигли христианства», – сказал Папа Франциск по телевидению в интервью с итальянским священником Марцем Поцца, которое канал Итальянской епископальной конференции (Tv 2000) транслирует с понедельника. Стенограмма восьми серий программы, посвященной исповеданию веры, была опубликована «Avvenire» (08.02.2020). Папа также напоминает в нём о многих христианах, которых всё еще преследуют в мире за их веру. Тем не менее история христианства состоит не только из «гонений и погони за его уничтожением», но «в то же время это история настойчивости и постоянства». Если, с одной стороны, есть желание уничтожить христианство, то, с другой стороны, Бог-Отец не забывает своих детей, в том числе и тех, кто отдалился от Него, как мы можем подумать об Иуде» – подчеркивает Франциск.
Верую в Бога
В интерпретации первой статьи «Исповедания веры» – «Верую в Бога» – Папа описывает то, как вытеснялось христианство при различных исторических обстоятельствах: «Христианская история состоит из гонений, стремления к его искоренению или успеха?», – спрашивает он. «Нет, это история настойчивости. Христианство не живет достижениями. Конечно, когда мы смотрим на многие произведения искусства, то черпаем из них вдохновение, которое помогает нам. На протяжении всей истории искусство пыталось изобразить истину о христианстве. Но христианская истина, – говорит Епископ Рима, – заключается в постоянстве христиан, в их стойкости, стойкости к секуляризации. Эта настойчивость связана с тем, о каком Боге мы рассказываем детям, это театральный или цирковой бог, или бог замечательных историй, а может, это жестокий бог, похожий на волка из «Красной Шапочки». О каком Боге вы рассказываете детям? В начале «Верую» мы произносим: «Верю в Бога-Отца», но показываем ли мы детям Бога-Отца? Бога, Который бы побудил ребенка к таким отношениям?»
В этом контексте Папа указывает на ценность, которую имеет свидетельство веры и последовательная жизнь. Он говорит о «передаче веры на родном диалекте, который присущ определенной семье или группе людей и относящийся к человеку с любовью. Этот язык отличается от интеллектуального языка доктринальных руководств (Дензингером, как бы ни был он хорош, невозможно передать веру)», – отмечает Папа Франциск, и вместе с Бенедиктом XVI предостерегает от прозелитизма, который должен быть заменен евангелизацией. Подводя итог, Папа говорит, что нам нужна жизненная согласованность, какую проявляли святые, «настоящие герои христианства – мужчины и женщины, которые поняли, что значит верить в Бога-Отца, а не в Бога-супергероя, размахивающего волшебной палочкой». Произнося: «Верую в Бога», я утверждаю, что «верую в Бога, Который является Отцом, Всемогущим, Создателем и Искупителем», – отмечает Понтифик, и не забывает напомнить о существовании дьявола: – «Присутствие дьявола – это реальность нашей христианской жизни, потому что дьявол реален. Хотя кто-то отрицает это и называет нашу сосредоточенность на зле результатом внутренних физических, духовных или психических заболеваний», – объясняет Папа Франциск. «Хотя это и правда: то, что мы несем свои раны, но злой дух существует, и он – соблазнитель. Он приходит искушая, что отличается от проявлений Бога. Поэтому я не говорю, что «верю в дьявола» в том смысле, что я бы доверял ему, как ребенок доверяет руке отца, но «верю в дьявола», потому что знаю, что он существует».
Верую в Иисуса Христа
В комментарии к исповеданию веры в Иисуса Христа Папа Франциск напоминает христианам об отношении Иисуса к людям, которые ощутили себя в нужде или даже полностью отошли от Бога. «Так как Бог слишком влюблен в свое создание, в человека, Он не может отделиться от Него. Мы грешим, а Он должен нас наставлять, и иногда силой, но Он продолжает возвращаться к нам с прощением, милосердием, протянутой рукой, на которой мы можем отдохнуть. Божья близость начинается с создания человека, диалогом с человеком, потому что здесь не было волшебства – Бог создал его и, оставив свободным, разговаривает с ним», – объясняет Понтифик.
«Иисус даже спускается в ад», – добавляет Папа Франциск. – «Этим жестом Иисус поднимает нас, ставит нас на ноги. Бог сходит во Христе в ад, к самым крайним последствиям. Он смирился до полного отречения, приняв на себя природу слуги, греха. Сошествие в ад – это крайнее унижение, и этому пути Иисус учит нас».
«Но когда я вижу слишком чистых христиан, которые владеют всей истиной, знают всё, имеют истинное учение и веру и советуют, что нужно делать, но не способны испачкать свои руки, чтобы помочь кому-то, я говорю им, что они еще не пришли к христианству. Это теисты с христианской священной водой», – говорит Преемник Петра. «Если Бог испачкал Свои руки до такой степени, что сошел в наш ад, мы должны следовать по Его стопам». Короче говоря, «человек, который верит в Бога, имеет четкое представление об искуплении, верит в существование дьявола, но останавливается у ворот ада, высчитывая. И в этом виновата секуляризация».
Верую в Духа Святого
«Мы не знаем лицо Духа, но мы знаем его дар. Он сам является даром», – говорит Папа в телевизионном интервью. «Мы знаем, что Дух создает единство Отца с Сыном. Но есть еще один дар, который мне очень нравится, потому что он касается Церкви по сути своего существования. Разнообразие Церкви – это дар Духа, потому что Дух – автор разнообразия Церкви, которую он примиряет для установления единства». Когда отец Поцца, который брал интервью у Папы, спросил об отношении Бога ко всем людям без исключения, Папа ответил: «Позвольте мне ответ, который может быть неприемлем, но я верю в него. Это своего рода шутка Бога. Человек – это работа Бога, и поэтому Бог любит нас, он также любит грешников и предателей. Вспомните про проповедь Великого четверга дона Примо Маццолари, именно то, что он сказал об Иуде. Иуда, кажется, атеист, анти-Бог, предатель. Но художник понял, что тот преданный Бог отдал жизнь и за Иуду. Почему меня внутренне касается тот капитал колонны аббатства Везле, – мы говорим о XIII веке, – на которой с одной стороны находится повешенный Иуда и дьявол, желающий сбросить его вниз, а с другой стороны Добрый Пастырь, Который берет его на плечи. И на губах пастуха видна ироничная улыбка, как будто Он говорил: «Сегодня я победил». Месяц назад я получил картину одного современного художника, которого вдохновила эта колона из Везле. Это трогает, потому что этот выдающийся художник показывает Бога, Который унизился до такого…», – размышляет Папа над исповеданием веры в телевизионном интервью.
RV/cz
.