ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 5 февраля2020 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня давайте посмотрим на самих себя сквозь призму первой из восьми Заповедей блаженств из Евангелия от Матфея. Иисус начинает возвещать Свой путь к счастью с парадоксального заявления: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3). Довольно-таки неожиданный путь и странный предмет блаженства – нищета.
Нам нужно спросить себя: кто здесь понимается под словом «нищие»? Если бы Матфей употребил одно лишь это слово, то его следовало бы толковать в чисто финансовом смысле, т.е. оно означало бы людей малоимущих или вообще неимущих, а потому нуждающихся в помощи других.
Однако Евангелие от Матфея, в отличие от Луки, говорит о «бедных духом». Что же имеется в виду? Согласно Библии, дух – это дыхание жизни, которое Бог вдохнул в Адама; это наше самое сокровенное измерение, измерение духовное, самое сокровенное в нас, то, что делает нас людьми, глубинное ядро нашего бытия. А значит, «нищие духом» – это те, кто является и ощущает себя нищими, неимущими в глубинах своего бытия. Иисус объявляет их блаженными, так как им принадлежит Царство Небесное.
Сколько раз нас убеждали в обратном! Нужно стать кем-то в жизни, чем-то… Нужно сделать себе имя… И именно отсюда рождается одиночество и несчастье: если я должен стать «кем-то», то соперничаю с другими и живу в постоянной заботе о собственном «эго». Если не соглашаюсь со своей нищетой, то ненавижу всё, что напоминает мне о моей ограниченности. Потому что эта ограниченность мешает мне стать важной персоной, богачом, причем не только в смысле денег, но еще и славы и вообще всего.
Каждый, глядя на себя в зеркало, прекрасно осознаёт, что, как бы ни старался, он навсегда останется радикально несовершенным и уязвимым. От этой уязвимости нет средства. Каждый из нас уязвим – внутренне. Нужно только знать, в чём именно. Но как же плохо живется тому, кто отрицает свою ограниченность! Как же плохо такому живется. Ведь выше головы не прыгнешь, ограничения-то остаются. Гордецы не просят о помощи, не могут просить, они не попросят о помощи, потому что должны делать вид, что самодостаточны. Скольким из них нужна помощь, но гордыня не позволяет им обратиться за ней. А как же трудно бывает признать ошибку и попросить прощения! Когда мне доводится что-то советовать молодоженам, которые спрашивают, что нужно делать, чтобы в браке у них всё получилось, я говорю им: «Есть три волшебных слова: «позволь», «спасибо», «прости». Эти слова исходят из нищеты духа. Нужно не навязывать, а просить позволения: «А как ты думаешь, будет хорошо, если сделать вот так?». Жена и муж ведут диалог: «Ты это сделал(-а) для меня, спасибо, это как раз то, что мне нужно». Ну, а если кто-то ошибся, оступился: «Прости». И обычно пары, молодожены, которых здесь много, говорят мне: «Третье самое трудное – извиняться, попросить прощения». Потому что гордец не опустится до такого. Не может он просить прощения: ведь он всегда прав. Он – не нищий духом. Зато Господь никогда не устает прощать: это мы, к сожалению, устаем просить прощения (ср. «Ангел Господень» от 17 марта 2013 г.). Устать просить прощения – скверная болезнь!
Почему так трудно просить прощения? Потому что это унижает наше ложное самомнение. И всё же жить, пытаясь прятать свои недостатки, утомительно и мучительно. Иисус Христос говорит нам, что нищета – это шанс для благодати, и указывает нам выход из этой мучительной ситуации. Нам дано право быть нищими духом, потому что таков путь Царства Божьего.
Но здесь нужно сказать еще одну важную вещь: нам не нужно меняться, чтобы стать нищими духом, нет нужды в каком-то преображении, потому что мы и так уже нищие! Мы – нищие… Или точнее: мы убоги духом! Нам недостает буквально всего. Все мы – нищие духом, мы – побирушки. Таково состояние человека.
Царствие Божье принадлежит нищим духом. Кто-то владеет царствами мира сего: земными благами и комфортом. Но эти царства преходящи. Человеческая сила, даже самые великие империи минуют и исчезают. Сколько раз мы видели по новостям или в газетах падение влиятельных и могучих властителей или правительств, которые сегодня есть, а завтра их больше нет. Богатства мира сего преходящи, и деньги тоже. Старики учили нас, что у погребального савана нет карманов. И это правда. Еще ни разу не видел за похоронной процессией грузовик с барахлом: никто ничего туда с собой не унесет. Все эти богатства останутся здесь.
Царствие Божье принадлежит нищим духом. Кто-то кто владеет царствами мира сего: земными благами и комфортом. Но мы знаем, как они проходят. По-настоящему царствует тот, кто способен любить истинное благо больше себя самого. И в этом сила Божья.
В чём Христос проявил Свою силу? В том, что смог сделать то, чего не делают цари земные: отдать жизнь за людей. И в этом настоящая сила – сила братства, сила милосердия, сила любви, сила смирения. И так сделал Христос.
В этом и заключается истинная свобода: тот, кто обладает силой смирения, служения, братства, свободен. Этой свободе и служит нищета, воспетая в заповедях блаженств.
Потому что есть нищета, которую нам необходимо принять, – нищета нашего бытия, и еще нищета, к которой мы должны стремиться, – конкретная нищета, материальная, отрешенность от вещей мира сего, которая дает нам свободу и способность любить. Мы должны постоянно искать свободы сердца, уходящей корнями в нашу внутреннюю нищету.
Сердечно приветствую франкоязычных паломников, особенно молодежь, приехавшую из Франции. Братья и сестры, признавать пред Богом собственную нищету и слабость – вот истинный источник счастья. Такое признание делает наше сердце способным не искать уже себя самого, а свободно любить других и жертвовать собственной жизнью. Благослови вас Бог!
Приветствую англоязычных паломников и гостей, присутствующих на сегодняшней аудиенции, особенно группы из Англии, Австралии, Вьетнама и Соединенных Штатов Америки. На вас и на ваши семьи призываю радость и мир Господа Иисуса Христа. Благослови вас Бог!
От всего сердца хочу поприветствовать паломников из Германии, Австрии и Швейцарии. Если мы признаем, что ничтожны пред Богом и нуждаемся в Его благодати, то найдем настоящую радость сердца и свободу отдавать свои жизни другим. Святой Дух да ведет вас на вашем пути!
Сердечно приветствую испаноязычных паломников, приехавших из Испании и Латинской Америки. Будем просить у Господа сил признавать свою нищету, принимать ограниченность и понимать, что мы нуждаемся в других. Только так мы сможем открыться любви, которую Господь изливает в наши сердца, и ощутить радость свидетельства о Нём миру. Бог вас благослови! Спасибо!
С чувством благодарности и особой симпатии приветствую всех португалоговорящих паломников, молясь о том, чтобы на ваших путях вы испытали радость встречи с Иисусом: идите к Нему, Он всегда ждет вас с распростертыми объятиями, чтобы принять и простить. Так вы обретете прекрасную и блаженную жизнь. Да снизойдет на вас и ваши семьи Божье благословение!
Сердечно приветствую арабских паломников, особенно прибывших с Ближнего Востока! Дорогие братья и сестры, «блаженны нищие духом», смиренные, не привязанные к благам мира сего и всецело полагающиеся на Бога, «ибо их есть Царство Небесное». Они знают, что всё, что есть у Отца, принадлежит и им тоже, а потому любят Его во всём и превыше всего, и этого им достаточно. Да благословит вас Господь!
Сердечно приветствую польских паломников. Как верующие, евангельские «нищие духом», полагайтесь в жизни не на свой разум, способности, силу и не на ваше имущество. Вместо этого безгранично уповайте на Бога, Его могущество и милосердие. Без Него мы одиноки, ничтожны, потеряны и бессильны. Будьте верны полученному от Господа благословению. Слава Иисусу Христу!
* * *
Сердечно приветствую также италоязычных верующих, в частности участников встречи, организованной центром подготовки священников при Папском университете св. Креста, и курсов, которые проводит Международный центр поддержки миссии.
Приветствую также сотрудников Фонда фармацевтического банка из Милана и работников сферы образования, в частности тех, кто сегодня приехал из Сант-Агата-ди-Милителло.
Наконец, приветствую всех юных, престарелых, больных и молодоженов. Господь Своей благодатью да поддержит наше стремление созидать Церковь своими жертвами, преодолевая наш эгоизм и стараясь служить Евангелию.
Источник: vatican.va
.