Проповедь Папы на торжество Богоявления, 6 января,базилика Св. Петра
В Евангелии (Мф 2, 1-12) мы слышали, как волхвы объясняют, зачем пришли: «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2, 2). Поклонение – вот цель их путешествия, цель их паломничества. И действительно, придя в Вифлеем, они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф 2, 11). Если мы утратим чувство поклонения, то утратим вместе с ним и цель христианской жизни, которая ведет нас к Господу, а не к нам. Об этой опасности нас предупреждает Евангелие, которое, помимо волхвов, показывает нам людей, которые не умеют поклониться.
Прежде всего, это царь Ирод, который употребляет слово «поклониться» странным образом. Он просит волхвов сообщить ему о месте, где находится Младенец, «чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф 2, 8). Но Ирод поклонялся только самому себе и потому хотел обманом избавиться от Младенца. Чему нас это учит? Тому, что, если человек не поклоняется Богу, то поклоняется своему «я». Даже христианство, когда человек не поклоняется Господу, может быть только вежливым способом утвердиться в собственном превосходстве. Такие христиане не умеют поклоняться, не умеют молиться в поклонении. Слишком часто так бывает, что человек пытается заставить Бога служить ему вместо того, чтобы служить Богу. Сколько раз мы подменяли евангельские цели собственными? Сколько раз мы выдавали собственное удобство за набожность? Сколько раз мы Божью власть, состоящую в служении другим, смешивали с мирской властью, которая служит лишь самой себе!
Помимо Ирода в Евангелии есть и другие персонажи, не умеющие поклоняться: первосвященники и учители народа. Они с максимальной точностью указывают Ироду место, где должен родиться Мессия, т.е. Вифлеем в Иудее (см. Мф 2, 5). Они знают пророчества и точно цитируют их. Великие богословы знают, куда идти, но не идут туда. И для нас это урок. Чтобы быть христианином, недостаточно знать. Нельзя познать Бога, если не выйти за собственные рамки, не встретиться и не поклониться. Богословие и пастырская деятельность – всё это недостаточно и даже вовсе бесполезно, если не поклоняться, как это делали волхвы, которые были не просто рассудительными организаторами путешествия, а сами путешествовали и поклонились. Поклонение показывает, что вера – это не просто подборка красивых мыслей, а отношения с живой Личностью, которую можно полюбить. В отношениях с Иисусом мы познаём Его лик. Поклоняясь, мы открываем, что христианство – это история любви, в которой недостаточно хороших идей, а нужно ставить на первое место Бога, как это делает влюбленный с предметом собственной любви. Такой должна быть Церковь – влюбленной поклонницей своего жениха – Иисуса.
В начале года давайте заново откроем для себя поклонение как требование веры. Если мы умеем преклонить колени перед Иисусом, то одолеем искушение делать всё по-своему. Поклониться значит совершить исход из самого страшного рабства – рабства самому себе. Поклоняться – значит ставить в центр Господа, уже не ставя в центр самого себя. Это значит поставить всё в правильную иерархию, дав Богу первое место. Поклоняться значит ставить Божьи замыслы превыше моего времени, моих прав и моего личного пространства. Это значит усвоить наставление Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся» (Мф 4, 10). «Богу твоему»: поклоняться значит чувствовать принадлежность Богу. Это значит говорить Ему «Ты» от глубины своей души, отдавать Ему жизнь, впустив Его в нее. Это значит позволить Его утешению снизойти на мир. Поклоняться значит обнаружить, что для молитвы достаточно сказать: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20, 28) и позволить себе наполниться Его добротой.
Поклоняться значит встречаться с Иисусом без списка запросов, а только с одним пожеланием – быть с Ним. Это значит открыть, что радость и мир растут вместе с хвалой и благодарением. Поклоняясь, мы позволяем Иисусу исцелять нас и менять нас. Поклоняясь, мы даем Господу возможность преобразить нас Своей любовью, озарить мрак наших душ, придать нам сил в слабости и мужество в испытаниях. Поклоняться значит идти к сути: избавиться от токсинов стольких бесполезных дел, от зависимостей, которые анестезируют сердце и оглушают ум. Ведь поклонение учит нас избегать того, чему не стоит поклоняться: божку денег, божку потребления, божку удовольствия, божку успеха, собственному обожествленному «я». Поклониться значит умалиться пред Всевышним, это поклонение заключено не в богатстве, а в любви. Поклоняться значить вновь видеть друг в друге братьев и сестер перед лицом тайны любви, побеждающей любые расстояния: это значит прикоснуться к истоку добра и почерпнуть мужество, чтобы сблизиться с другими. Поклоняться значит уметь молчать перед божественным Словом, чтобы научиться говорить слова, которые не ранят, а утешают.
Поклонение – это знак любви, преображающей жизнь. Поклоняться значит поступать, как те волхвы: нести Господу золото, чтобы сказать Ему, что нет никого ценнее Его; дарить Ему ладан, чтобы сказать, что только с Ним наша жизнь возносится вверх; преподносить Ему смирну, которой мазали раненные и истерзанные тела, чтобы пообещать Иисусу помочь нашему отверженному и страдающему ближнему, потому что в нём Он Сам. Мы все, конечно, умеем молиться – просить и благодарить Господа, но Церкви всё еще нужно развиваться в молитве поклонения, расти в поклонении. Этой мудрости мы должны учиться каждый день. Молиться, поклоняясь – вот молитвы поклонения.
Дорогие братья и сестры, каждый из нас может сегодня спросить себя: «Тот ли я христианин, который поклоняется?» Многие молящиеся христиане не умеют поклоняться. Давайте спросим себя: отводим ли мы время для поклонения в нашем расписании дня и место для поклонения в наших обществах? Нам, как Церкви, пристало бы воплощать в жизнь слова из сегодняшнего псалма: «Все народы будут служить Ему». Поклоняясь, мы так же, как волхвы, открываем смысл нашего пути и, как и они, испытываем «радость весьма великую» (Мф 2, 10).
Источник: vatican.va
.