Проповедь Папы на Мессе в праздник Богоматери, 1 января 2020 года, базилика Св. Петра
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал 4, 4). Он родился от женщины – так Иисус пришел в мир. Он не появился во взрослом мире, но, как говорит Евангелие, Он был «зачат во чреве» (Лк 2, 21). Он осваивал нашу человечность день за днем, месяц за месяцем. В утробе одной женщины Бог соединился с человечеством, чтобы уже больше никогда не расставаться с ним. И сейчас на небесах Иисус живет в теле, которое принял во чреве Своей Матери. В Боге наше человеческое тело!
В первый день года мы празднуем этот брак Бога и человека, сбывшийся в утробе женщины. В Боге наше человечество будет всегда, а Мария будет всегда Матерью Божьей. Она женщина и мать. Это основное. От Нее – женщины – истекает спасение, и нет спасения без женщины. В Ней Бог соединился с нами, и если мы хотим соединиться с Ним, пойдем тем же путем: через Марию, женщину и мать. Почему мы начинаем год под знаменем Мадонны, женщины, Которая дала Богу человечность. Если мы хотим вплести человечность в основу своих дней, мы должны начать с женщины.
Рожденный от женщины. Возрождение человечества начинается с женщины. Женщины – источник жизни. И всё же они постоянно оскорбляемы, избиваемы, насилуемы, вынуждены заниматься проституцией и разрушать жизни, которые они несут в своем чреве. Каждое насилие над женщиной – это профанация Бога, Который родился от женщины. Из тела женщины пришло человечеству спасение. Из того, как мы относимся к женскому телу, виден уровень нашей человечности. Сколько раз тело женщины приносится в жертву на алтарях рекламы, прибыли, порнографии и эксплуатации в качестве полезной внешности. Надо его освободить, уважать и почитать. Оно самое благородное тело мира, которое зачало и произвело в мир Любовь, которая спасла нас! Унижаемо сегодня и материнство, потому что единственный рост, который интересен сегодня, это экономический. Есть матери, которые рискуют нелегким путешествием в отчаянной попытке дать плоду своего чрева лучшее будущее и их считают лишними людьми, которые имеют полные животы вещей, но пустые сердца без любви.
Родился от женщины. Согласно библейскому описанию, женщина – это кульминация творения и своего рода синтез всего творения. В ней кроется цель самого творения: рожать и заботиться о жизни, быть в общении со всем и всё сохранять. Это делает Мадонна в сегодняшнем Евангелии: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2, 19). Она хранила всё: радость рождения Иисуса и горе от отказа в гостеприимстве в Вифлееме; Любовь Иосифа и изумление пастухов; обещания и неопределенность будущего. Она приняла всё в Своем сердце, и в Своем сердце Она дала всему свое место, даже невзгодам. В Своем сердце Она с любовью всё устроила и доверила Богу.
Этот поступок Марии снова показывает Евангелие, когда в конце скрытой жизни Иисуса говорит, что «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк 2, 51). Это повторение проясняет нам, что сохранение в сердце было для Мадонны не хорошим делом, которое Она иногда делала, но Ее характером. Для женщины характерно то, что у нее есть жизнь в сердце. Женщина показывает, что цель жизни не в том, чтобы производить больше и больше вещей, а в том, чтобы сохранить то, что есть. Только тот, кто смотрит сердцем, может видеть хорошо, потому что он может «видеть изнутри», то есть человека сквозь его недостатки, брата за его хрупкостью, надежду в трудностях; видеть во всём Бога.
Спросим в начале нового года: «Могу ли я смотреть на людей сердцем? Имею ли я в сердце людей, с которыми я живу? Или я обижаю их речами?» И прежде всего: «Господь в центре моего сердца? Или другие ценности, интересы, карьера, богатство и власть?» Только если у нас будет жизнь на сердце, мы сможем заботиться о ней и преодолеть безразличие, которое чувствуем. Попросим о благодати, чтобы жить в этом году с желанием принять других в сердце и беречь их. И если мы хотим лучшего мира, который станет домом мира, а не военным двором, будем помнить о достоинстве каждой женщины. От женщины родился Князь Мира. Женщина является донором и посредником мира и должна быть полностью вовлечена в процессы принятия решений. Потому что, когда женщины смогут дарить свои дары, мир станет более сплоченным и мирным. Поэтому удобство для женщины – это удобство для всего человечества.
Рожден от женщины. Сразу после Своего рождения Иисус виден в глазах женщины, в лице Своей Матери. От Нее Он получил первую ласку, и с Ней Он обменялся первой улыбкой. С Ней Он начал революцию нежности. Церковь, смотрящая на Иисуса, призвана продолжать в Ней. И она, так же как Мария, является женщиной и матерю. Церковь – это женщина и мать, и в Мадонне обнаруживает свои отличительные черты. Смотрит на Нее непорочную и чувствует себя призванной противостоять греху и секуляризации. Она смотрит на Нее и чувствует себя призванной провозглашать Господа и рождать Его в жизнях [людей]. Она смотрит на Нее и чувствует себя призванной принять каждого человека, как дитя.
Приближаясь к Марии, Церковь находит свой центр и свое единство. Однако враг человеческой натуры, дьявол, стремится разделить ее, ставя на первое место разногласия, идеологию, частичные мысли и принадлежность. Однако мы не поймем Церковь, если будем рассматривать ее с точки зрения структур, программ, направленности, идеологий и функций. Мы поймем лишь немногое, но не сердце Церкви. У Церкви сердце матери. И мы, дети, сегодня призываем Божью Матерь, Которая объединяет нас в верующий народ. О Матерь, роди в нас надежду, принеси нам единство. Жено спасения, мы доверим Тебе этот год, сохрани это в Своем сердце. Мы приглашаем Тебя, Пресвятая Богородица. Давайте все встанем и вместе трижды воззовем: Пресвятая Богородица, Пресвятая Богородица, Пресвятая Богородица.
Источник: radiovaticana.cz
.