Проповедь на Св. Мессе литургической памяти Гваделупской Богоматери, базилика Св. Петра
Сегодняшнее богослужение, библейские чтения, которые мы слышали (Гал 4, 4-7; Лк 1, 39-48), образ нашей Гваделупской Владычицы и мексиканский текст того периода (Никан Мопохуа) дают Ей три определения: Госпожа или женщина, Мать и метиска.
Мария – это женщина. Она – женщина, Она – Госпожа, как рассказывает Никан Мопохуа. Она – женщина по-женски. Она предстает как женщина, несущая послание, женщина и ученица. Святой Игнатий (Лойола) любил называть Ее Госпожой – так просто и непритязательно. Она – женщина и ученица.
Христианское благочестие прославляло Ее на протяжении веков, стараясь подобрать для Нее новые звания – полные любви народа Божьего сыновьи обращения. Но как-то всё упускалось из виду то, что Она – ученица. Святой Бернар (Клервоский) говорит нам, что, сколько бы мы ни говорили о Марии, не воздадим Ей достойной хвалы. Однако всё время в тени остается Ее скромное ученичество. Она – ученица.
Верная Своему Учителю, т.е. Ее же Сыну – единственному Искупителю, Она никогда не хотела присвоить Себе принадлежащее Ему. Она никогда не называла Себя «искупительницей», а лишь ученицей. Некоторые святые отцы утверждают, что ученичество более ценно, чем материнство. Это богословский вопрос. Но Она никогда ничего не отнимала у Своего Сына, а служила Ему, потому что Она – Мать, Она дала Ему жизнь, когда исполнилось время, и, как мы слышали, этот Сын родился от женщины.
Мария – наша Мать. Она – Мать наших народов, Мать всех нас, Мать Церкви, но также и образ Церкви. Она – Мать и наших сердец, и наших душ. Один из святых отцов говорит, что сказанное о Марии можно точно так же сказать и о Церкви, и о нашей душе. Ведь Церковь – женского рода, а наша душа обладает способностью принять благодать Божью, и тоже женского рода. Нельзя мыслить Церковь без этого мариинского начала, ее наполняющего.
Размышляя над ролью женщин в Церкви, мы можем при этом думать об официальных функциях, которые женщины в Церкви не выполняют. Но так мы остановимся только на полпути. Место женщины в Церкви скорее ознаменовано этим мариинским началом, которое наделяет Ее материнством и превращает в святую Мать-Церковь.
Мария – это женщина, Мария – Мать без дополнительных важных званий. Прочие звания (здесь вспомним хотя бы лоретанскую литанию) – это слова, с которыми любящие дети обращаются к Матери, но они не касаются сути бытия Марии как женщины и матери.
И третье определение, которого, осмелюсь сказать, нам бы хотелось – это «метиска». Она метиска не только для Хуана Диего и его народа. Она – метиска, чтобы быть Матерью для всех, в Ней перемешано всё человечество. Почему? Потому что в Ней человечество смешалось с Богом. И это – великая тайна: Мария стала Матерью «метиса» Бога – истинного Бога и истинного человека в Своем Сыне.
Читая в истории о провозглашении того или иного догмата, не будем впадать в заблуждение. Мария – это женщина, Она – Госпожа. Мария – Мать Сына и иерархической святой Матери-Церкви. Мария – это смешение наших народов, но смешение с Богом.
Позволим же Ей говорить с нами, как Она говорит с Хуаном Диего: с нежностью, женским теплом и «метисской» родственностью. Да будет так!
rv/cz
.