Ватикан. В пятницу, 13 декабря в зале Общества Иисуса по случаю 50-летия своего священнического рукоположения Святой Отец лично представит издание сочинений своего духовника, профессора, аргентинского иезуита Мигеля Анхеля Фиорито (1916-2005). Папа Франциск говорил о нём несколько раз как о своем учителе, от которого он принял доктрину духовного различения, а также четыре социальных принципа в своем апостольском увещевании «Evangelii gaudium» (№ 221-237).
Первую часть пятитомного издания его «Испанского Писания» (P. Miguel Angel Fiorito, Escritos [1952-1959], отредактированного Хосе Луисом Нарвая (S.J.), La Civilta Cattolica, 2019), приближающего иезуитскую духовность, а также ядро нынешнего понтификата, Папа Франциск дополнил предисловием.
Духовное различение – это смелость видеть в наших человеческих лицах Божественные черты.
Предисловие Папы к «Книге Писаний» его духовника и учителя, отца Фиорито
Папа Франциск
Труды отца Мигеля Анхеля Фиорито уже давно служат для нас утешением, которое черпаем из его учения, и их издание принесет большую пользу всей Церкви. Мастер Фиорито, как мы его искренне называли (мы, аргентинские и уругвайские иезуиты), часто напоминал о духовном рассмотрении св. Питера Фабера о важности искусства передачи Божьих вещей – дар, харизма и само Евангелие – в том же добром духе, в котором они были получены. Умение получать и умение общаться – две разные вещи, и каждая из них – благодать. Поэтому необходимо просить Господа о другом, а именно о том, чтобы уметь передать полученное добро в правильном духе. Я думаю, что этот выпуск «Сочинений» отца Фиорито, под редакцией отца Хосе Луиса Нарвая (S.J.), полностью выполнил эту задачу.
Стоит отметить, что это издание было подготовлено одним из его учеников. Это свидетельствует о продолжении мышления, которое создало свою собственную Школу. Характерная черта этой Школы – мышление, разделяемое учениками, которые могут свободно и творчески развивать его в духе учителя, а не только в тексте. Публикация сочинений Фиорито, связанных хронологически, обладает особой силой и позволяет воссоздать жизнь в свете того, что совершал в нём Бог, и раскрывать значение времени в каждом отдельном фрагменте.
Я думаю, правильно, что мышление, которое могло себя умалять и растворяться, наоборот, через публикацию, комментарии и тем, что дает себя «воспринимать и вкушать» другим, теперь представлено в своей последовательной простоте и под своим названием. Не для пустой славы, но в евангельском смысле, с помощью которого Господь разрешает делать рекламу добрым делам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5, 16). Сочинения Фиорито несут духовное милосердие – учение для тех, кто не знает, хорошие советы для тех, кто в них нуждается, исправление для тех, кто ошибается, утешение скорбящим и помощь в обретении терпения в неутешении, когда, как говорит святой Игнатий, «мы не должны менять» – все благодати, которые создают и синтезируют это великое дело духовного милосердия, которым является обучение и различение. Различение исцеляет нас от духовной слепоты, болезни, мешающей нам узнать время Бога и время Его посещения.
Отец Фиорито опубликовал огромное количество статей, заметок и комментариев, но только две книги. Для этой второй, названной «Распознание и духовная борьба» (Discernimiento y lucha espiritual), где-то в 1985 году он попросил меня написать вступление. Я привожу предложение, которое я тогда написал: «Духовное различение – это смелость видеть в наших человеческих лицах Божественные черты».
Фиорито оставил след во многих, и, надеюсь, что эти «Сочинения» помогут повлиять на многих других. Он оставил нам Божественный след, запечатленный в его жизни Господом Иисусом, значит энтузиазм по отношению к упражнениям, которые представляют собой инструмент искусства: «воспринять и ощущать» след Господа в нашей душе, и помощь для ее очищения от всякой двоякости способом, которого можно придерживаться в ситуациях, когда духовное зло делает всё возможное, чтобы нас сбить с толку.
У Фиорито было странное обоняние на злого духа, он мог указать на его действия, распознать и разоблачить испорченный им плод, вкус зла и разочарование, которое он оставляет после себя. В этом смысле можно сказать, что он был человеком, сражающимся против единого врага – злого духа, Сатаны, демона, искусителя, жалобщика и врага человеческой природы. Между знаменем Христа и знаменем Сатаны он избрал нашего Господа. Во всём остальном он пытался различить насколько мог и к каждому относился как ласковый отец, терпеливый учитель и, если было необходимо, как решительный противник, но всегда с уважением и честностью, и никогда как враг.
Его вторая книга, которая называется «Buscar y hallar la voluntad de Dios» («Искать и находить волю Бога»), рассказывает об авантюрном пути следования за Иисусом Христом, нашим Господом, в попытке сделать то, что для Него будет наилучшим, то есть исполнить Его святейшую волю, как говорит св. Игнатий. Мы, кто знал отца Фиорито в его рабочей среде, знаем, что эта книга имеет размеры его личной библиотеки. В библиотеке Фиорито была одна особенность – кроме общего раздела книжных полок, была целая стена шириной шесть и высотой четыре метра, состоящая из небольших ящиков, в которые он помещал свои «заметки», – записи об обучении, молитве и делах, которые всегда касались упражнений или устава общества. Затем он доставал их, иногда поднимаясь по достаточно опасной лестнице, чтобы без долгих слов передать их какому-то экзорцисту, как ответ на беспокойство, которым он поделился, или какой он сам заметил во время их разговора.
Мигель Анхель Фиорито, как утверждает Нарвая, был человеком диалога и слушания. Он научил многих людей тому, как молиться, то есть говорить с Богом дружелюбно, и как различать «знамения времени» в общении с людьми и реальностью всех культур. Его Школа Духовности – это школа диалога и слушания, которая в «правильном духе» слушает всех, говорит со всеми и попробует всё, чтобы сохранить только доброе.
В одном из своих сочинений Фиорито рассказывает, что во второй половине своей жизни он более интенсивно испытал духовную силу Упражнений, и поэтому посвятил себя им и дал им приоритет перед другими обязательствами. Он давал и рекомендовал упражнения во всех их формах – ежемесячные упражнения в полном одиночестве, упражнения в жизни общины в соответствии с девятнадцатой запиской, а также «более мягкие» духовные упражнения во время многодневных реколлекций или в рамках народных миссий или новен.
Как иезуита его отображает образ первого Псалма – то изображение дерева, посаженного у водных потоков, которое в свое время приносит плод. Подобно этому дереву Священного Писания, Фиорито сумел ограничиться минимальным пространством своей комнаты в колледже Máximo de San José, в аргентинском Сан-Мануэле, где он пустил корни и принес плоды и цветы – как подчеркивает и его имя – в наших сердцах, сердцах учеников его Школы Упражнений. Я надеюсь, что теперь, благодаря этому прекрасному изданию его сочинений, которое достигло высоты великой мечты, он укоренится, принесет цветы и плоды в жизни многих людей, которые насытятся той же благодатью, которую получил отец Фиорито и сумел разделить в комментариях к духовным упражнениям.
rv/cz
.