Надежда – это воздух, которым дышит христианин

 

 






Ватикан. «Христианская надежда как якорь, брошенный на берег», – проповедовал Папа 29 октября на Мессе в часовне Дома св. Марфы. Он призвал к напряженной жизни, чтобы встретиться с Господом; иначе христианская жизнь испортится, как застоявшаяся вода.

 

В своем размышлении Преемник Петра прокомментировал первое послание Римлянам, в котором св. Павел (Рим 8, 18-25) произносит «гимн о надежде»: «Тварь с надеждою ожидает [...], потому что тварь покорилась суете не добровольно, [...] в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

 

«Кто-то из Римлян, – прокомментировал Франциск, – по-видимому, пришел жаловаться, и поэтому Павел призывает: «И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде». Надеяться, всё равно, что бросить якорь на берег и держаться за веревку. Но не только мы, а всё творение будет освобождено, и наш залог – это первые дары Святого Духа».

 

«Надежда – это жизнь в постоянном напряжении. Осознание, что мы не можем здесь поселиться. Христианская жизнь «идет навстречу». Если христианин теряет эту перспективу, его жизнь становится статичной, неподвижной и начинает портиться. Подумаем о воде. Стоячая, неподвижная вода портится. Христианин, который не может общаться и стремиться к другому берегу, тоже портится. Христианская жизнь станет для него философской доктриной. Он будет считать это верой, но у него не будет надежды».

 

«Трудно понять надежду. Когда мы говорим о вере, мы тянемся к Богу, сотворившему нас, к Иисусу, искупившему нас, мы читаем Кредо, имеющее конкретное содержание. Когда мы говорим о любви, это касается и того, чтобы делать добро ближнему. Но трудно понять надежду. Это наименьшая добродетель, которую могут иметь только бедные».

 

«Если мы хотим быть мужчинами и женщинами надежды, мы должны стать бедными и не привязанными ни к чему. Бедными и открытыми для другого берега. Надежда смиренна, это добродетель, которую нужно обновлять – скажем это так – ежедневно. Каждый день нужно ее поймать, взяться за веревку и обнаружить, что она «там»; и держать ее в руках. Каждый день необходимо напоминать себе, что у нас есть залог – Святой Дух, который действует в нас через мелочи».

 

Иисус в сегодняшнем Евангелии (Лк 13, 18-21) говорит о надежде и использует образ горчичного зерна и закваски. «Закваску не кладут в холодильник, но в тесто, как семя в почву», – продолжил Святой Отец.

 

«Поэтому надежда – добродетель, которую не видно. Она работает изнутри, изнутри позволяет нам идти и смотреть. Жить в надежде нелегко, но я бы сказал, что это должно быть воздухом, которым дышит христианин, воздухом надежды. Иначе он не сможет идти, не сможет двигаться дальше, потому что не будет знать куда. Надежда, несомненно, дает нам безопасность, надежда никогда не обманывает. Если ты надеешься, то не будешь обманут. Необходимо открыться для обещания Господа, потянуться к этому обещанию, осознавая, что Дух – это тот, кто действует в нас. Пусть Господь даст нам всем благодать жить в напряжении, но не нервном, а в напряжении через Святого Духа, который отбрасывает нас к другому берегу и держит в надежде» – так Папа Франциск закончил проповедь во время утренней Мессы в часовне Дома св. Марфы.




RV/cz





.