Ватикан. Площадь Святого Петра 23 октября вместила около 20 000 человек, пришедших на общую аудиенцию, которая началась с чтения «Деяний апостолов» (Деян 15, 7-9), где святой Петр произносит речь на иерусалимском собрании. Первый из апостолов заявил, что спасение получают иудеи и язычники принятием благодати Господа Иисуса Христа. Тринадцатую часть цикла катехез «О Деяниях апостолов» Папа Франциск назвал «Миссия Павла и Варнавы и Иерусалимский собор».
В конце общей аудиенции Понтифик обратил внимание на напряженную политическую ситуацию в Чили.
«Я с беспокойством наблюдаю за тем, что происходит в Чили. Надеюсь, что насильственные проявления прекратятся, и начнутся поиски решения кризиса путем диалога. И столкновение с трудностями, которые создали его, будет на благо общества в целом».
После общей молитвы «Отче наш» Папа всех благословил.
О Деяниях апостолов. «Бог открыл врата веры язычникам»
Катехеза Папы Франциска 23 октября 2019 г., площадь Святого Петра
Деяния 15, 7-11
Миссия Павла и Варнавы и Иерусалимский собор
Дорогие братья и сестры, добрый день!
В «Книге Деяний Апостолов» рассказывается о том, как после встречи с Иисусом благодаря посредничеству Варнавы святой Павел принят Иерусалимскою Церковью и начинает проповедовать Христа. Однако из-за враждебности некоторых людей он вынужден отправиться в Тарс, место, где он родился, туда за ним придет Варнава и возьмет его в долгое путешествие Слова Божьего. «Книгу Деяний Апостолов», которую мы комментируем на этих аудиенциях, можно назвать долгим путешествием Слова Божьего. И Божье Слово должно быть провозглашено повсюду. Это путешествие начинается после великого преследования (см. Деян 11, 19), которое стало не преградой для евангелизации, но возможностью расширить поле для посева Слова. Христиане не напуганы. Они должны бежать, но они берут с собой Слово, которое постепенно сеют повсюду.
Павел и Варнава придут в Антиохию и в Сирию, где будут оставаться весь год, чтобы учить и помогать общине пустить корни (ср. Деян 11, 26). Они проповедовали еврейской общине, евреям. Так Антиохия стала центром миссионерского бума. Провозглашение этих двух распространителей Евангелия – Павла и Варнавы – было вписано в сердца верующих, которых впервые в Антиохии стали называть «христианами» (ср. Деян 11, 26).
В «Книге Деяний Апостолов» раскрывается природа Церкви, которая представляет собой не укрепление, а шатер, пространство которого можно расширить (см. Ис 54, 2), чтобы туда могли войти и другие люди, чтобы могли войти все. Либо есть Церковь «выходящая наружу», или это не Церковь; или она в пути и постоянно расширяется, либо она не является Церковью. Она – «Церковь открытых дверей» (Evangelii gaudium, 46), постоянно открытых дверей. Всякий раз, когда в этом городе или в моей предыдущей епархии я вижу храм, который закрыт, я воспринимаю это как плохой знак. У Церкви должна быть постоянно открыта дверь, поскольку она – символ Церкви, которая всегда открыта. «Церковь призвана всегда быть открытым отчим домом» Чтобы «каждый, кто однажды последует побуждению Духа и придет в поисках Бога, не наткнулся на холод закрытых ворот» (там же, 47).
Однако с этой новизной открытых дверей приходят и проблемы. Открыты, но для кого? Для язычников, потому что апостолы проповедовали евреям. В двери Церкви приходили стучать и язычники. И эта новизна открытой для язычников двери, развязывает очень оживленный спор. Некоторые евреи утверждают, что для спасения необходимо сначала принять иудаизм, то есть сделать обрезание, а потом уже креститься. Они говорят: «Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян 15, 1); значит, иначе вы не сможете получить крещение. Сначала еврейский обряд, а затем крещение. Это была их позиция. В попытке решить этот вопрос Павел и Варнава в поисках уладить эту ситуацию просят совета у апостолов и старейшин Иерусалима. Это то, что считается первым церковным собором в истории, Иерусалимский собор или собрание в Иерусалиме, на которое ссылается Павел в «Послании к Галатам» (2, 1-10).
Таким образом решается очень деликатный богословский, духовный и дисциплинарный вопрос, а именно: связь между верой во Христа и соблюдением закона Моисея. В собрании решающими станут слова Петра и Иакова, «столпов» матери-Церкви (ср. Деян 15, 7-21; Гал 2, 9). Они оба призывают к тому, чтобы язычникам не навязывалось обрезание, но от них требовалось лишь отказаться от идолопоклонства во всех его выражениях. Обсуждение приведет к общему пути, и это решение, подтверждено так называемым апостольским письмом, посланным в Антиохию.
Иерусалимское собрание дает нам важное объяснение способа, как противостоять различиям и искать «истину в любви» (Еф 4, 15), напоминает нам, что церковный метод решения конфликтов основан на диалоге, состоящем из внимательного и терпеливого выслушивания и различения в свете Святого Духа. Именно Дух помогает преодолеть закрытость и напряжение и делает так, чтобы сердца достигали единства в истине и добре. Этот текст помогает нам понять синодальность. Интересен стиль этого обращения: апостолы говорят: «Ибо угодно Святому Духу и нам». Синодальности свойственно присутствие Духа Святого. Иначе это не синодальность, а парламент и т. п.
Попросим Господа, чтобы Он во всех христианах, особенно в епископах и священниках усилил желание быть в общине и быть ответственными за нее. Пусть Он нам поможет воплощать диалог, слушать и встречаться с верующими и дальними братьями, чтобы мы испытали и могли показать плодородие Церкви, призванной быть в любое время «счастливой матерью» многих детей (ср. Пс 113, 9).
Источник: radiovaticana.cz