Выходит книжное издание текстов Папы Франциска о молитве

 




Ватикан/Германия. «Молитва – дыхание новой жизни». Под таким названием выйдет подборка текстов Папы Франциска, представленная издательством Ватикана на Франкфуртской книжной ярмарке. Книга, в которой собраны проповеди Папы Франциска о молитве, особенно о молитве «Отче наш», будет опубликована на этой неделе (24 октября) на итальянском и французском языках с предисловием Патриарха РПЦ Кирилла и до сих пор неопубликованным размышлением Папы Франциска о молитве, выдержки из которого в воскресенье были напечатаны в итальянской газете «Avvenire». 

 

 

 

«Молитва – это дыхание новой жизни»

 

Размышления Папы Франциска из нового книжного издания, посвященного молитве

 

 

Крещение – это начало новой жизни. Что это значит? Это ново не так, как например, когда мы меняем работу или переезжаем в другой город, а потом мы говорим себе: «Я начал новую жизнь». Конечно, в таких обстоятельствах жизнь меняется и иногда заметно отличается от предыдущей, хуже или лучше, интереснее или напряженнее – всё зависит от того, как всё развивается. Наши условия жизни и окружение отличаются, коллеги, знакомство, возможно, даже друзья, место жительства и зарплата. Но это не новая жизнь, а та же самая, продолжающаяся.

 

Новая жизнь крещеного отличается и от переживания радикальных эмоциональных изменений, вызванных влюбленностью или разочарованием, болезнью или чем-то важным и непредвиденным. Такие переживания могут спровоцировать внутреннее и внешнее землетрясение, изменить шкалу ценностей и базовые решения в вопросе чувств, работы, здоровья, служения другим людям… Сначала мы могли думать о карьере, но затем начинаем заниматься волонтерством или даже из собственной жизни делаем дар для других! Изначально мы не думали о создании семьи, но потом ощущаем красоту супружеской и семейной любви.

 

Однако эти великие и необычные вмешательства всё еще «только» изменяют жизнь и вносят в нее более выраженную красоту и динамизм или наоборот больше трудностей и напряжения. Не случайно мы всегда используем сравнительный подход к их описанию и говорим, что из-за них наша жизнь становится радостнее, более красивой и убедительной. До сих пор мы сравниваем это словно по десятибалльной шкале. Радость от жизни была до этого на отметке 5, а теперь выросла до 7; уровень здоровья держался на 9, а сейчас опустился до 4. Меняется уровень, но не суть жизни!

 

Новая жизнь крещения не только новая в связи с минувшей, предыдущей жизнью. Новая жизнь не значит недавняя и не выражает изменения или адаптацию.

 

 

 

Божья жизнь – это сообщество, и оно дается нам как дружба

 

Новая жизнь, о которой говорит св. Павел в своих письмах, напоминая нам о новой заповеди Иисуса (Ин 13, 34), о новом вине Царства Божьего (Мк 14, 29), о новом пении, которое звучит перед престолом Божьим (Откр 5, 9) – то есть о богословской эсхатологической действительности. Мы понимаем, что такую новую жизнь невозможно сравнить. Можно ли сравнить жизнь и смерть или жизнь до рождения и после него? Христос не стал одним из нас и не пережил пасхальные страдания, смерть и воскресение, чтобы как-то «улучшить», украсить или облегчить нашу жизнь, или придать ей больший вкус, продолжительность, интенсивность и счастье. Как Он Сам говорит, Он пришел, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ии 10, 10).

 

Это новая жизнь, которой Бог Отец одаривает нас в крещении. Она новая, потому что по отношению к нашей прежней жизни она другая. Ибо она Божья, это жизнь Самого Бога. Этим великим даром нас одарил и продолжает одаривать Иисус. Так мы принимаем участие в любви Отца, Сына и Святого Духа, в любви, которую Они проявляют ко всем людям и ко всему творению. Новая жизнь – это Божья жизнь, которая была дана нам!

 

Христиане всегда искали изображения и символы, отображающие этот огромный дар. Нас много, мы разные, и всё-таки мы формируем одно тело – Церковь. Это единство, это единство любви, которое не угнетает нас, не унижает и не ограничивает, но укрепляет, объединяет всех вместе и делает нас друзьями.

 

Иисус говорит об этом в Евангелии: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). А затем Он лично объясняет нам, что истинная жизнь заключается во встрече с Богом, и что встреча с Богом – это Его познание.

 

Из Библии мы знаем, что не только разумом узнаем человека, потому что узнать, значит полюбить. Божья жизнь, которой мы были наделены, приносит эту любовь, которую мы присваиваем и которая благодаря Святому Духу (Рим 5, 5) постепенно стимулирует наш рост и освещает наши крошечные ежедневные жесты: «благодарю», «могу ли я», «извини».

 

Хотя слов недостаточно, мы можем сказать, что новой жизнью мы раскрываем свою принадлежность к Кому-то, посредством Которого мы принадлежим всем. Принадлежать – означает, что каждый здесь служит другому. Это напоминает мне о том, что говорит возлюбленная в Песне Песней: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песн 2, 16). Таким образом, день за днем Святой Дух совершает молитву Иисуса Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 20-21). Один из древнейших образов, использованных апостолом Павлом, выражает эту принадлежность и жизненную солидарность, это тело, голова которого – Христос, а мы – его члены («И вы – тело Христово, а порознь – члены», 1 Кор 12, 27).

 

 

 

Символ тела

 

В организме человека есть некоторые жизненно важные функции, такие как сердечный ритм и дыхание. Я воспринимаю личную и совместную молитву христиан, как сердцебиение Церкви, она распространяет свою силу в служении рабочим, учащимся и учителям, оплодотворяет знания ученных и смирение простых людей, дает надежду тому, кто усердно борется с несправедливостью. Молитва это наше приветствие Господу, Его любви, которая коснулась нас. Это принятие Святого Духа, который неустанно вливает любовь и жизнь во всех людей.

 

Святой Серафим Саровский, великий духовный учитель Русской Церкви, сказал: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего» («Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым»). Наше дыхание не всегда сознательное, но мы не можем перестать дышать.


Источник: radiovaticana.cz





.