Проповедь Папы на воскресной Мессе 20 октября, собор Святого Петра
Из чтения я хотел бы выделить три слова: существительное, глагол и прилагательное. Существительное «гора». Исайя произносит его, когда пророчествует, как гора Господня будет поднята над холмами, куда будут приходить все народы (см. Исаия 2, 2). И оно вновь появляется в Евангелии, когда Иисус после Своего воскресения определяет ученикам местом встречи гору в Галилее, именно в Галилее, населенной многими народами, «Галилее языческой» (см. Мф 4, 15). Кажется, что гора – это место, где Бог любит встречаться с человечеством. Это место встречи с нами, как показывает Библия, от Синая до Кармеля, ведь Иисус на горе проповедовал о Блаженствах, преобразился на горе Фавор, отдал жизнь на Голгофе, а вошел в рай с Елеонской горы. Гора – это место великих встреч Бога с человеком, а также место, где Иисус часами оставался в молитве (см. Мк 6, 46), чтобы соединить землю с Небесами, нас, своих братьев, – с Отцом.
О чём говорит нам гора? О том, что мы призваны приблизиться к Богу и другим людям. К Богу, к Всевышнему в молчании и молитве, на расстоянии от болтовни и сплетен, которые заражают. Но также соединиться с другими, которые видны сверху с другой точки зрения, с точки зрения Бога, Который призывает все народы. Сверху остальные видны как единое целое, а гармония красоты раскрывается только в целом. Гора напоминает нам о том, что братьев и сестер невозможно выбрать, но нужно обнять, особенно взглядом, а прежде всего жизнью. Гора соединяет Бога с братьями одним объятием, а именно: молитвой. Гора ведет нас вверх, далеко от множества проходящих вещей; приглашает нас открывать для себя то, что остается: Бога и братьев. Миссия начинается на горе: там открывается то, что имеет значение. В середине этого месяца миссии спросим себя: «Что имеет значение в моей жизни? К каким вершинам я направляюсь?».
Глагол, связанный с существительным «гора» – это «подняться». Исайя призывает нас: «Придите, и взойдем на гору Господню» (Ис 2, 3). Мы не родились, чтобы стоять на земле и соглашаться на поверхностное. Мы родились, чтобы достичь высот и встретить Бога и братьев. Поэтому необходимо подняться вверх, необходимо оставить горизонтальную жизнь, бороться с эгоистическим влечением, выйти из своего я. Восхождение на гору требует усилий, но это единственный способ, увидеть лучше, так же, как после восхождения с вершины открывается прекрасная панорама и становится понятым, что этого невозможно было достичь по-другому, только восхождением.
И как в горах невозможно хорошо подняться, если мы обременены вещами, так и в жизни необходимо избавляться от того, что бесполезно. В этом секрет и миссионерского послания. Отправление требует отделения, провозглашение нуждается в отречении. Достоверное послание не состоит из хороших слов, но из хорошей жизни, из служения, которое может отречься от многих вещей, которые уменьшают сердце, вызывают равнодушие и закрывают в себя; из жизни, которая отказывается от бесполезностей, которые переполняют сердце, и находит время для Бога и для ближних. Мы можем спросить себя: «Как продвигается мое восхождение? Могу ли я отложить тяжелое и ненужное бремя секуляризации, чтобы подняться на гору Господню? Мой путь легкий или тяжелый?».
Если гора напоминает нам о том, что имеет значение – Бога и братьев, а глагол «подниматься» – это то, как это сделать, то третье слово звучит сегодня наиболее мощно. Это прилагательное «все». Оно появляется в каждом из сегодняшних чтений: «все народы» – говорит Исаия (Ис 2, 2), «все люди» – повторяется в Псалме, Бог хочет, чтобы «все люди были спасены» – пишет св. Павел (1 Тим 2, 4) и «Итак идите, научите все народы» – говорит Иисус в Евангелии (Мф 28, 19). Господь упорно повторяет: «все». Он знает, что мы упорно повторяем слова «мое» и «наше»: мои вещи, наш народ, наша община… Он неустанно повторяет: «все». Все, потому что из Его сердца, из Его спасения никто не исключен; все, потому что наши сердца выходят за пределы человеческих границ принадлежности, основанной на эгоизме, которая не нравится Богу. Все, потому что каждый является ценным сокровищем, и цель жизни заключается в том, чтобы дать это сокровище другим. Это миссия: подняться на гору в молитве за всех и спуститься с горы, чтобы отдаться всем.
Подняться и спуститься: христианин находится в постоянном движении, ходьбе. «Идите» употребляется в повелительном наклонении, которое использует в Евангелии Иисус. Мы встречаемся со многими людьми каждый день, но давайте спросим себя: «Встречаемся ли мы с людьми, которых встречаем? Мы принимаем вызов Иисуса или заняты своими делами?» Все ожидают чего-то от других, христианин же идет навстречу другим. Свидетель Иисуса не кредитор признания полученного от других, но должник любви тем, кто не знает Господа. Свидетель Иисуса идет навстречу другим, а не только своим, своей группе. Иисус говорит и тебе: «Иди и не теряй возможность свидетельствовать! Брат, сестра, Господь ожидает от тебя свидетельства, которое никто не может выполнить за тебя». «Дай Бог, чтобы Вы поняли, какое слово, какое послание Иисуса Он хочет поведать миру Вашей жизнью. … чтобы это стало возможным, и Ваша драгоценная миссия не потерпела неудачи» (Gaudete et exsultate, 24).
Какое наставление Господь дает нам на пути ко всем? Одно и очень простое: приобретайте учеников. Но осторожно, Его учеников, а не наших. Церковь хорошо проповедует, если живет как ученица. А ученик ежедневно держится Учителя и со всеми делится радостью ученичества. Он не побеждает, не связывает, не подавляет прозелитизмом, но свидетельствует, с учениками становится на их уровень учеников и с любовью предлагает ту любовь, которую мы получаем. Это миссия: дарить чистый воздух вершин тому, кто погружен в мирское загрязнение; приносить земле тот мир, который наполняет нас радостью каждый раз, когда мы на горе встречаемся с Иисусом в молитве; показывать жизнью и даже словом, что Бог любит всех и никогда не будет ни на кого злиться.