Рукоположениеженатых мужчин – это проявление клерикализма, оно не решит проблемы Амазонии

 

 

 

Ватикан. Началась вторая неделя Синода для Амазонии. Выступления участников в Синодальной аудитории не публикуются, но их обобщение предоставляется в ежедневных пресс-конференциях. Однако один из 33 участников, лично назначенных Папой Франциском на этот синод, уругвайский салезианец Мартин Ласарте опубликовал свое обращение, еще перед началом Синода. Полный текст представлен в итальянском журнале «Settimana News» под заголовком-вопросом: «Являются ли viri probati решением для Амазонки?». Мартин Ласарте отрицательно и очень четко отвечает на этот вопрос.

 

Гипотетическое рукоположение женатых мужчин иногда допускается, как необходимость, из-за большой удаленности коренных общин. «На мой взгляд, – пишет уругвайский миссионер, – у этой концепции есть один большой недостаток – преувеличенный клерикализм. Это результат церковного и пастырского уклона, который игнорирует верных мирян, о которых ошибочно предполагается, что они не могут выжить без священника. Но наша вера коренится в крещении, а не в служебном священстве».

 

В качестве доказательства отец Ласарте приводит несколько примеров из прошлого и настоящего в разных странах. Первая страна – это Корея, куда Евангелие было принесено мирянами в конце XVIII века, которые стали миссионерами и первыми мучениками, и основали сообщество, которое развивалось почти полвека (1784-1835) только при отдельных визитах священников-миссионеров из-за рубежа. Другая – Япония, где католические общины пережили два столетия – от последнего священника-мученика в 1644 году до середины XIX века. Третий пример – из Латинской Америки, где одна из этнических групп (Quetchi) в центральной Гватемале не только пережила в прошлом веке долгие годы без священников, но и расширилась. Сегодня в ней множество мужских и женских призваний к безбрачию, значит к посвященной жизни или священству. Также в этой общине возникло несколько оригинальных индейских религиозных конгрегаций. Подобные примеры уругвайский салезианец приводит из Индии и Африки.

 

«Отсутствие духовенства, – пишет он, – не столько проблема, сколько последствие богословско-пастырского отношения. Рассматривать рукоположение женатых мужчин как вклад в евангелизацию – иллюзия, которая оставляет в стороне суть проблемы». В этом контексте отец Ласарте приводит слова из увещевания «Evangelii gaudium», что «ощущается недостаток призваний к священству и к посвященной Богу жизни. Это часто связано с угасанием в общинах заразительного апостольского пламени, из-за чего они не внушают энтузиазма и не выглядят привлекательно. Где есть жизнь, огонь и жажда нести Христа другим, там рождаются подлинные призвания. Даже в тех приходах, где священники не отличаются особым рвением и радостью» (Evangelii gaudium, 107). Здесь Папа Франциск дает ключ к целой проблематике. Речь идет не о нехватке призваний, а об отсутствии провозглашенного Евангелия, об отсутствии апостольского рвения, братства и молитвы».

 

Уругвайский салезианец видит причины нынешней ситуации на Амазонке в некоем консерватизме, который обосновался в церковных структурах. «Однако я имею в виду не только предсоборный традиционализм, – говорит отец Ласарте, – но и пастырские подходы, которые возникли в 1968 году, а также в 70-х и 80-х годах, особенно в Европе. По моему мнению, бесплодие евангелизации в Амазонии вызвано определенным типом пастырского Альцгеймера, который имеет тройную форму: культурный антропологизм, социальный морализм и секуляризация».

 

Эта духовная болезнь связана с так называемой Барбадосской декларацией 1971 года, в которой 12 антропологов заявляют, что Евангелие для индийского населения – это плохая новость. Папа Франциск в «Evangelii gaudium» (1-13) указывает на эту ошибку, которая под предлогом уважения к индийской культуре приводит к ослаблению катехизической деятельности и сосредоточению внимания только на свидетельстве и служении. Уже Павел VI в увещевании «Evangelii nuntiandi» указывает на то, что «даже самое прекрасное свидетельство в долгосрочной перспективе оказывается бесплодным, если не будет объяснено и подкреплено тем, что Пётр называет «отчет в вашем уповании» (1 Пет 3, 15), который дан четко и однозначно».

 

Еще одно проявление того же бессилия идентифицирует отец Ласарте социальным морализмом, которым деятельность Церкви ограничивается только помощью, услугами в области здравоохранения, образования и юридической консультации, – на так называемом диаконическом измерении Церкви, – тогда литургия, катехизация, народное благочестие и молитва остаются в тени.

 

«Секуляризм проявляется в робком преподнесении Евангелия, которое почти связано с извинением за то, что оно вообще провозглашается. Никто не отдает свою жизнь простому взгляду или мнению. Община, в которой нет призывов к духовной жизни, страдает определенной духовной болезнью. Мы можем рукополагать так называемых viri probati, но фундаментальные проблемы, такие как: евангелизация без Евангелия, христианство без Христа и духовность без Святого Духа, будут продолжаться», – заключает уругвайский миссионер отец Ласарте, участник Синода для Амазонки.



Источник: radiovaticana.cz






.