Папа: «Евангелие служит не мирской силой, а силой Божьей»








Ватикан. В это 27-е рядовое воскресенье в ватиканской базилике состоялось богослужение, во время которого 13 новых кардиналов отслужили Мессу вместе с Папой Франциском. Также этой Евхаристией начался Синод по Амазонии, Понтифику сослужили 250 отцов Синода. Папа Франциск произнес проповедь, комментируя второе литургическое чтение (2 Тим 1, 6-8, 13-14)

 

 

 





Иисус не принес на землю вечерний ветер, но огонь

 

Проповедь Папы на Святой Мессе по случаю открытия Синода по Амазонии, 6 октября, базилика Святого Петра

 

 

Апостол Павел, величайший миссионер в истории Церкви, помогает нам «организовать Синод» и «вместе странствовать». То, что он пишет, как будто адресовано нам, пастырям на службе народа Божьего.

 

Сначала он говорит: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим 1, 6). Мы епископы, потому что получили дар Божий. Мы не подписывали никакого договора, нам не были даны в руки какие-либо контракты, но на нашу голову были возложены руки, чтобы мы возносили свои руки к Господу и протягивали их братьям. Мы получили дар, чтобы самим быть даром. Дар нельзя купить, обменять или продать: его получают и отдают. Если мы завладеем им, поставим в центр себя, а не этот дар, то станем назначенными на место пастырями, сделаем из дара функцию, тогда потеряется безвозмездность, мы будем служить себе, служить себе через Церковь. Но благодаря полученному дару наша жизнь должна быть служением. Это напоминает Евангелие, когда говорит, что мы «рабы ничего не стоящие» (Лк 17, 10). Это означает, что мы не стремимся к работе ради достижения нашей выгоды, получения заработка, но потому, что получили это в дар и отдаем даром (ср. Мф 10, 8). Наша радость в том, что мы служим, потому что Бог послужил нам, Он стал нашим слугой. Дорогие братья, послушайте: мы призваны служить тем, что поставим в центр дар Божий.

 

Чтобы мы были верными этому призванию, святой Павел напоминает, что дар надо оживлять. Оживить – буквально означает «дать жизнь огню» (anazopurein). Дар, который мы получили – это огонь, это горячая любовь к Богу и братьям. Огонь не питает себя сам, он угасает, если не поддерживать его, гаснет, становится пеплом. Если всё останется таким, как есть, если наши дни будут проходить в соответствии со словами: «так было всегда», дар исчезнет, задохнется от пепла страха и заботы о защите своего status quo. «Церковь никоим образом не может ограничиваться «удерживающим» пастырским попечением тех, кто уже знает Евангелие Христа. Миссионерский полет – это явный признак зрелости церковной общины» (Бенедикт XVI, Verbum Domini, 95), потому что Церковь странствует всегда, постоянно выходит и никогда не закрывается в себе. Иисус принес на землю не вечерний ветерок, но огонь.

 

Огонь, который оживляет этот дар, – это Святой Дух, Даритель даров. Поэтому святой Павел продолжает: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим 1, 14). И в другом месте: «…ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим 1, 7). Не духа боязни, а благоразумия. Некоторые думают, что благоразумие – это добродетель мытарей, которая блокирует всё, чтобы не допустить ошибку. Нет, благоразумие – это христианская добродетель, это добродетель жизни, даже добродетель власти. И Бог дал нам этот дух благоразумия. Павел противопоставляет благоразумие робости. Так что же такое благоразумие Духа? Как учит катехизис, благоразумие – это добродетель, которая позволяет «при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения» (ККЦ, 1806). Благоразумие – это не нерешительность и не защитная позиция. Это – добродетель пастыря, который умеет различать, чтобы служить мудро, и он внимателен к новизне Духа. Возрождение дара в огне Духа – противоположность тому, чтобы всё шло своим чередом. Быть верным новизне Духа – это благодать, о которой мы должны просить в молитве. Он, Тот, Кто делает всё новым, пусть дарует нам Свое смелое благоразумие, вдохновляет наш Синод на обновление Церкви на Амазонке, чтобы не погас огонь миссионерской деятельности.

 

Божий огонь подобен тому случаю с кустом, который горит, но не сгорает (ср. Исх 3, 2). Это огонь любви, которая просвещает, согревает и дает жизнь, а не хлещет или потребляет. Когда нации и культуры пожираются без любви и без уважения, это не божественный, а светский огонь. Но сколько раз Божий огонь не предлагался, а навязывался; сколько раз происходила колонизация вместо евангелизации! Бог защитит нас от жадности новых колонизаторов. Огонь, зажженный интересами, которые разрушают, как тот, что недавно опустошил Амазонку, – это не огонь Евангелия. Божий огонь – это тепло, которое привлекает и объединяет. Он живет, когда им делятся, а не когда, используя его, получают прибыль. Но вспыхивает пожирающий огонь, если только начинают проталкивать личные идеи, идеи группы, и если сжигается разнообразие, чтобы стандартизировать всё и всех.

 

Оживить дар – принять смелое благоразумие Духа в верности Его новизны. Святой Павел произносит последний призыв: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его» (2 Тим 1, 8). Он призывает нас свидетельствовать о Евангелии, страдать за Евангелие, жить ради Евангелия. Послание Евангелия – это главный критерий жизни Церкви, ее миссии и идентичности. Я благодарю Бога, что некоторые братья в Коллегии кардиналов – это кардиналы-мученики, которые в своей жизни пережили крест мученичества. Павел пишет: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим 4, 6). Провозглашать Евангелие – значит жертвовать собой, свидетельствовать до крайности, быть всем для всех (ср. 1 Кор 9, 22), любить даже до мученичества. Поскольку, как подчеркивает апостол, Евангелие служит не мирской силой, но силой Божьей, постоянным пребыванием в смеренной любви и вере в то, что жизнь может быть одержима только потерей ее из-за любви.

 

Дорогие братья, давайте вместе посмотрим на распятого Иисуса, на Его сердце, пронзенное за нас. И с этого начнем, потому что там источник дара, который возродил нас; оттуда был ниспослан Дух, который оживляет (ср. Ин 19, 30). Оттуда мы все воспринимаем свое призвание давать жизнь. Так много братьев и сестер в Амазонии несут тяжелые кресты и ждут освобождающего утешения Евангелия, доброй ласки Церкви. Многие братья и сестры провели свою жизнь в Амазонии. Позвольте мне повторить слова нашего любимого кардинала Хаммеса, который во время посещения небольших городов Амазонки ходит по кладбищам и ищет могилы миссионеров. Жест Церкви в честь тех, кто отдал Амазонии свою жизнь. Затем Папа хитро напомнил: «Не забывайте о них. Они заслуживают канонизации». О них, о тех, кто сейчас отдает свою жизнь, о тех, кто отдал ее, ведь мы путешествуем вместе с ними.



Источник: radiovaticana.cz







.