Прощение тех, кто причиняет нам боль, раскрывает качество нашей веры

 




 

Ватикан. Около 20 000 человек пришли 25 сентября на площадь Святого Петра на общую аудиенцию. Она началась с чтения Деяний Апостолов (Деян 6, 8-10. 15), описывающего сопротивление во время провозглашения Евангелия, с которым столкнулся дьякон Стефан, осужденный на смерть старейшинами и учителями закона. Папа продолжил цикл катехез о Деяниях апостолов девятой частью, озаглавленной «Между диаконией и мученичеством».

 

Папа закончил общую аудиенцию словами:

 

«На эту пятницу выпадает литургическая память св. Викентия де Поля, основателя и покровителя всех благотворительных организаций. Пусть пример благотворительной любви св. Викентия де Поля ведет всех нас к радостному и самоотверженному служению самым нуждающимся, открывает к гостеприимству и дарованию своей жизни».

 

После общей молитвы «Отче наш» Понтифик всех благословил.

 

 

 

О Деяниях апостолов. «Исполнен Духа Святаго»

 

Катехеза Папы Франциска 25 сентября 2019 г., площадь Святого Петра

 

Деяния 6, 8-10. 15

 

 

Между диаконией и мученичеством

 

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

Согласно книге Деяний апостолов, мы продолжаем следовать Евангельскому путешествию по миру. Святой Лука очень реалистично показывает плоды этого путешествия, а также возникновение определенных проблем в христианской общине. Проблемы всегда были с самого начала. Как же гармонизировать различия, которые в ней присутствуют, без споров и трений?

 

Община принимала не только евреев, но и греков, то есть людей из диаспоры, которые имели свою собственную культуру, чувствительность и религию. Сегодня мы говорим «язычники». Они были приняты. Это соучастие создает хрупкий и неопределенный баланс; и среди этих трудностей прорастает «сорняк». И какой же худший «сорняк», который разрушает сообщество? «Сорняк» ворчания, «сорняк» болтливости: греки выступали против невежества общины по отношению к своим вдовам.

 

Апостолы начинают процесс различения, в котором они хорошо рассматривают трудности и вместе ищут решения. Решение они найдут в разделении различных миссий так, чтобы всё тело Церкви могло мирно расти, и не пренебрегался ни «бум» Евангелия, ни забота о самых бедных ее членах.

 

Апостолы всё больше осознают, что их главная миссия – это молитва и проповедь Слова Божьего. И они решают все вопросы, создавая какой-то зародыш: «выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян 6, 3), которые затем, когда апостолы возложат на них руки, будут служить у стола. Диаконы были назначены для служения. Диакон в Церкви это не священник второго сорта. Нет. Речь идет о чём-то другом. Диакон не для алтаря, нет. Он для служения. Он – хранитель служения в Церкви. Если диакону больше нравится подходить к алтарю, он ошибается. Это не его путь. Апостолы установили диаконов. Эта гармония между служением Слова и милосердной любовью – закваска, которой растет тело Церкви.

 

Установлено было семь диаконов, среди которых выделяются Стефан и Филипп. Стефан распространяет Евангелие мощно и решительно (parrhésia), но его слово встречается с упорным сопротивлением. И когда противники Стефана не могут его остановить, то что они делают? Они выбирают самое подлое решение для устранения человека, а именно: клевету и ложное свидетельство. А мы знаем, что клевета всегда убивает. Эта «дьявольская опухоль», которая рождается с намерением уничтожить чью-то репутацию, и она нападает на оставшееся тело Церкви и наносит ему серьезный ущерб, когда для низких интересов или для сокрытия собственных недостатков создается коалиция с целью кого-то очернить.

 

Стефан, которого поставили перед синедрионом, был обвинен лжесвидетелями – как обращались с Иисусом, так будут относиться и ко всем мученикам. В своей защитной речи он вновь истолковывает священную историю, сосредоточенную на Христе. Пасха убитого и воскресшего Иисуса – ключ ко всей истории завета. Перед лицом этого обильного божественного дара Стефан смело осуждает лицемерие, с которым столкнулись пророки и Сам Христос. И напоминает: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян 7, 52). Стефан говорит это прямо сейчас, говорит четко, ведь он провозглашает правду.

 

Это вызывает отрицательную реакцию слушателей, и Стефана приговаривают к смертной казни через побивание камнями. Но это демонстрирует истинный «талант» ученика Христа. Он не ищет спасения, не обращается к личностям, которые могли бы его спасти; он отдает свою жизнь в руки Господа. В этот момент звучит прекрасная молитва Стефана: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян 7, 59), и Стефан умирает, как сын Божий, с прощением на губах: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян 7, 60).

 

Эти слова Стефана учат нас, что личность детей Божьих не будет раскрыта нашими прекрасными речами. Только отдача своей жизни в руки Отца и прощение, данное тем, кто причиняет нам боль, дает возможность увидеть качество нашей веры.

 

Сегодня Церковь изобилует мучениками – сегодня их больше, чем в первые годы существования Церкви, – мученики повсюду. Церковь орошается их кровью, которая представляет собой «семя новых христиан» (Tertulian, Apologetico, 50, 13) и обеспечивает рост и плодородие Божьего народа. Мученики – это мужчины и женщины из плоти и крови, которой «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7, 14), как говорит Апокалипсис. Они настоящие победители.

 

Попросим Господа, чтобы и мы, взглянув на мучеников вчерашних и сегодняшних, научились жить полной жизнью и принимали мученичество ежедневной верностью Евангелию и уподоблением Христу.

Источник: radiovaticana.cz




.