Ватикан. На утреннем богослужении 23 сентября в часовне Дома св. Марфы Папа Франциск не произносил проповеди. Однако незадолго до девяти часов он обратился с речью к медиа-работникам Ватикана («Radio Vatican», «Osservatore Romano», «Vatican News»), пришедшим на аудиенцию с руководством ватиканского отделения СМИ, которое 23 сентября открывает свое второе пленарное заседание с момента его основания четыре года назад. Это была первая аудиенция Понтифика, на которую помимо управляющих были приглашены редакторы, техники и весь персонал этого крупнейшего и наиболее этнически пестрого ватиканского учреждения, около 500 человек более чем из 50 стран, большинство из которых работают на «Радио Ватикана» и одновременно на информационном вебе Ватикана «Vatican News».
Паоло Руфини, первый верующий мирян, возглавивший один из офисов Римской курии, которого только в прошлом году назначили префектом Управления по связям с общественностью, во вступительном приветствии Папы, кратко представил деятельность ватиканских СМИ. Он подчеркнул, что «средства массовой информации несут основную жизненно важную миссию: создания и неразрушения, объединения или разделения, ориентирования или сбивания с толку», а от имени всех работников сказал: «Мы делаем и будем делать всё для того, чтобы наш сервис был своевременным, креативным и мультимедийным, смиренным и искренним; он мог помогать строить истинные отношения с верующими и неверующими, укреплять всех и утверждать своих братьев в вере посредством слов и образов, которые конкретно свидетельствуют о живом Евангелии».
«Истина укрепляет нас. Мы ослаблены идеей, что можем сделать всё сами. Мы подкреплены осознанием ограничений, наших ограничений, а также, если тем, что никогда не забываем, что мы все принадлежим себе. Спасибо Святой Отец, что Вы уделяете внимание нашей работе. Направляйте нас своим словом, помогайте нам в нашей миссии, утверждайте нас в вере и благословляете нас».
После префекта Управления СМИ слово взял Папа Франциск, который передал подготовленную речью и рекомендовал присутствующим прочитать ее и поразмышлять над ней, а также предложил несколько других замечаний, касающихся работы медиа. «Коммуникация, – как сказал Понтифик, – это выражение желания Бога делиться Собой, как внутри Себя, что теологи называют перихорезис, так и с нами».
«Это начало общения. Это не официальное объявление или, например, реклама. Нет, общение означает взять из Божьего бытия и иметь одинаковое отношение, значит, невозможность остаться одиноким. Иметь необходимость передать то, что у меня есть и что я считаю верным, справедливым, хорошим и красивым. Делиться. Вы – эксперты по коммуникации. Вы – техники коммуникации. Мы не должны забывать этого. Общаться душой и телом, общаться умом, сердцем и руками, общаться всем. Настоящий коммуникатор отдает всего себя. Как говорят на моей родине: «он кладет себя на решетку всем телом, он не жалеет себя». Это правда, что самая высшая коммуникация – это любовь, когда в любви демонстрируется полнота общения, Божья и наша любовь».
Какая тогда должна быть коммуникация? – спросил Святой Отец и ответил: «Одна из вещей, которые вы не должны делать, – это реклама. Ваша работа – это не какой-то бизнес, пытающийся привлечь больше людей – это сказано технически, – но вы не должны перетаскивать. Перетаскивание [прозелитизм] – это не по-христиански. Бенедикт XVI сказал это очень ясно: «Церковь не растет перетаскиванием, но привлекательностью, это значит, свидетельством. Если вы бы захотели передавать только правду без доброты и красоты, остановитесь, не делайте этого. Если вы бы захотели передавать только более или менее истину, то есть беспристрастно, не свидетельствуя об этом своей жизнью, своим телом, – остановитесь. Всё, что мы делаем, пусть всегда будет подписью свидетельства. Христиане – это значит свидетели, мученики.
«Следующий момент это отстранение, которое иногда врывается в сердце христиан. Посмотрите на мир – это языческий мир, и это не новость. Мир – всегда символ язычества. Во время Тайной Вечери Иисус просит Отца о спасении учеников, чтобы они не уступили миру и секуляризации. Атмосфера секуляризации – это не новинка XXI века. Она всегда была опасностью, всегда была искушением. «Отец, я молюсь за них, чтобы они не пали в мир, и мир не был бы сильнее их».
«Я вижу многих, – сказал Папа, – которые говорят себе: «Мы должны быть Церковью, возможно маленькой, но подлинной». У меня аллергия на это слово. Если что-то есть, то нет необходимости говорить, что это подлинно, потому что это означает уход в себя, то есть поддаваться искушению отстранения».
«Нас мало. Да, но не как тех, кто защищает самих себя, потому что их мало, а врагов больше, но мало как закваски, мало как соли. Это христианская миссия! Не стесняйтесь быть малочисленными и не говорите себе, что Церковь будущего будет Церковью избранных. Таким образом, мы снова бы пали в ересь ессеев. Так исчезает христианская подлинность. Мы – Церковь немногих, но и закваски должно быть не много. Так это сказал Иисус. Отстранение культурного поражения – позвольте мне так это назвать – исходит от злого духа, а не от Бога. Ламентации отстранения от христианского духа нет».
«Третье, что я хочу вам сказать, – продолжил Святой Отец, – это то факт, что мы поддались прилагательным и забыли о силе существительных, имен существительных. В коммуникации необходимо дать понять вес реальности существительных, которые отражают реальность конкретных людей. Это миссия коммуникатора. Передать реальность без сладких прилагательных или наречий – это по-христиански. Зачем говорить о подлинном христианстве? Само существительное «христианство» достаточно сильно. Необходимо перейти к богословию существительных, так мы должны общаться».
«Ваша коммуникация должна быть строгой, но красивой. Красоте не нужны украшения в стиле рококо. Красота раскрывается сама собой, без черешни на торте. Я думаю, что мы этому должны учиться. Общаться свидетельством, общаться с внутренней страстью, общаться существительными, общаться как мученики, то есть как свидетели Христа, как мученики. Научиться языку мучеников – языку апостолов, – как мы читаем в той драгоценности, какую представляет собой книга Деяний апостолов. Тогда мы увидим, как это было сообщено тогда и что такое христианское общение» – сказал Папа Франциск сотрудникам и управлению ватиканских СМИ, каждого из которых лично поприветствовал в конце.
Источник: radiovaticana.cz
.