Антананариву. 1. «Умереть от гордого индивидуализма и позволить братству восторжествовать», – проповедовал Папа на воскресной службе, на которой присутствовало около миллиона человек.
2. «Бедность – это не фатальность», – сказал Святой Отец во время посещения «Акамасоа», 25 000 тысячного городка возникшего для помощи самым бедным жителям острова.
3. «Не ставить своей целью средства и не делать из неважных вещей – важные», – посоветовал Папа священнослужителям на последнем публичном выступлении в столице Антананариву.
1. Литургические танцы и мелодии сопровождали воскресную литургию на равнине Соамандракизай. Место, где проходило субботнее бдение с молодыми людьми в довольно неприятную погоду, но утром небо прояснилось, и миллионная толпа людей, из которых некоторые спали на равнине, посетили Мессу, которую Папа Франциск отслужил по-французски. На просторном подиуме доминировал большой деревянный крест с распятым на фоне стилизованных готических окон, а на алтаре были положены реликвии бл. Рафаэля Луиса Рафиринга (1856-1919), малагасийского лазариста, педагога и катехизатора, который сопровождал местную Церковь во время гонений и франко-малагасийских конфликтов на рубеже XIX–XX веков.
В проповеди Папа Франциск коснулся насущных проблем клиентелизма и коррупции, идеологических манипуляций, злоупотребляющих именем Бога, и материалистического эгоизма, который игнорирует положение своих собратьев. Следуя Евангелию дня (Лк 14, 25-33), Понтифик призвал к смиренному реализму, который позволяет противостоять искушению власти и собственности, потому что живет радостью, что Иисус первый пришел, чтобы найти нас.
«Если «родство» становится решающим и определяющим ключом ко всему, что правильно и хорошо, то это приводит к оправданию и даже «освящению» определенного поведения, которое одобряет и исключает (фаворитизм, клиентелизм и, следовательно, коррупцию). Просьба Учителя позволяет нам взглянуть вверх и сказать: если кто-то не может увидеть в другом своего брата, почувствовать его жизнь и положение, независимо от его семьи, культурного и социального происхождения, то он «не может быть Моим учеником» (Лк 14, 26)».
Точно так же попытки связать Царство Небесное с личными интересами заканчиваются целенаправленным и идеологическим использованием имени Бога, которое может даже оправдать убийство или терроризм. Поэтому Папа предостерег от чрезмерного манипулирования Евангелием и от искушения «определенных доктрин, которые не могут показать общий рост колосьев и плевел в ожидании жатвы Господа». Сегодняшнее Евангелие также подчеркивает бремя тяжести, которой стала забота о собственности. Это особенно верно тогда, когда он запирает нас в маленький эгоистичный мир, в котором нет места для других.
«Давайте посмотрим вокруг: сколько мужчин и женщин, молодых людей и детей полностью лишены всего! Это не часть Божьего замысла! Насколько актуально это приглашение Иисуса, чтобы мы позволили умереть нашей закрытости, своему пышному индивидуализму и так одержали победу в духе братства, который исходит из открытой раны Христа, где мы рождены как Божья семья, и каждый чувствует себя любимым, понятым, принятым и оцененным в своем достоинстве».
Христианин не должен сидеть сложа руки и поддаваться безразличию или фатализму. Его задача: протягивать руку другим, как Иисус ему. Чтобы мы так жили, нам нужен качественный скачок, здоровое расстояние от себя, которое продемонстрирует опасность безопасности, которую ищут во власти или в славе. На самом деле, речь идет о скромном реализме, добавил Папа.
«Требования, предъявляемые Иисусом, перестают быть бременем, когда мы начинаем испытывать радость новой жизни, которую Он предлагает нам: радость, которая приходит от осознания того, что Он первый, кто пришел искать нас на перекрестки путей, даже если мы сбились с пути, как Его овца или блудный сын. Пусть нас этот смиренный реализм наполнит огромным вызовом и даст желание сделать свою страну местом, где Евангелие станет жизнью, которая будет для великой славы Божьей. Определимся и примем планы Господа» – сказал Папа в воскресной проповеди в пригороде Антананариву.
В конце литургии архиепископ Одон Мария Арсен Разанаколон поблагодарил Святого Отца в приветствии: «Малагасийцы восхищаются Вами не только за содержание вашего учительства, но и за Ваш личный стиль – это стиль бедных. Вы можете быть уверены в нашей верности Преемнику Петра и в преданности евангелизационной миссии», – сказал архиепископ Антананариву. В качестве подарка он преподнес Папе деревянную статую Девы Марии, покровительницы Мадагаскара и другие плоды своей страны.
2. «Акамасоа» или Город дружбы, так отец Педро Опека назвал свой проект по оказанию помощи беднейшим жителям пригородов Антананариву. С 1989 года этот аргентинский лазарист словинского происхождения строит сообщество, поселок или, скорее, настоящий город в городе, где возвращает достоинство бедным, которые жили недалеко от свалок столицы и гранитных рудников, где работают многие жители города. Сегодня «Акамасоа» состоит из пяти центров, объединяющих 17 деревень и около 3000 семей. Всего 25 000 человек, из которых более 60% – дети в возрасте до 15 лет.
Правило простое: нет достоинства и автономии, если вы не хотите брать судьбу в свои руки, говорит отец Педро. Поэтому те, кто готов к работе, принимаются в город. Все дети ходят в школу, а днем могут помочь своим родителям работать. «Акамасоа» затем предложит им услуги, которые помогут вернуться к обществу: работу в сельском хозяйстве, строительстве, столярном деле или ремесле. Тот, кто хочет вернуться в свою родную деревню, получает поддержку, чтобы начать экономически независимую жизнь, фонд предоставляет ему инструменты и оплачивает транспортировку. «Жизнь здесь – это борьба, борьба за каждый день. Папа приходит, чтобы дать мужества всем: детям, молодым людям, матерям и семьям, чтобы они продолжили эту борьбу с бедностью и за возвращение человеческого достоинства».
«Для нас большая радость, что в это воскресенье, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, здесь, в «Акамасоа» мы можем принять Папу, на месте, где Бог хотел силой Евангелия поднять тысячи бедных семей со своими детьми, отвергнутыми обществом», – сказал в приветствии в Городе дружбы отец Педро Опека. На месте страданий, насилия и смерти Божье провидение создало оазис надежды, дети вернулись в школу, а родители начали работать. Он также подчеркнул основные принципы, лежащие в основе этой работы: вера, работа, школа, взаимоуважение и дисциплина. «В «Акамасоа» мы показали, что бедность – это не летальный исход, она возникает от нехватки социальных чувств у политических лидеров, которые забыли о тех, кто голосовал за них, и повернулись к ним спиной», – добавил отец Педро, назвав «Акамасоа» местом, где Бог так любил бедных, что «избавил их от рабства, в котором каждый жил для себя».
3. Последнее публичное собрание на Мадагаскаре прошло с духовенством (на Мадагаскаре 1747 священников, 5006 монахинь и 1977 семинаристов, при 4713 католиков на священника). Встреча прошла в колледже св. Михаила, основанном в 1888 году французскими иезуитами с целью предоставить стране катехизаторов и учителей, местных правительственных чиновников, переводчиков с французского и служащих. Со временем институт вырос и стал востребованной элитной школой.
Источник: radiovaticana.cz
.