1. «Нет – насилию, да – миру!» – Папа Франциск повторил призыв св. Иоанна Павла II перед представителями гражданского общества и дипломатического корпуса в Мапуту.
2. Папа на межрелигиозной встрече с молодежью в спортивном зале столицы говорил об узком пути, отставках и нетерпении.
3. Епископ Рима говорил о кризисе священнической идентичности с духовенством Мозамбика.
Первый день на африканской земле Преемник Петра начал личной Мессой в Апостольской нунциатуре, во время которой он вспомнил покойного французского кардинала Роже Эчегарая и колумбийского кардинала Хосе де Хесуса Пимьенто, который ушел в вечность на день раньше. Еще перед отъездом в Президентский дворец Папа Франциск принял группу лидеров и студентов, участвующих в Мозамбике в программах Папского фонда «Scholas Occurrentes», во главе с директором Энрике Адольфом Палмейрой.
1. Поощрение того, чтобы «мир стал нормой, а примирение – наилучшим способом решения проблем», было центральным мотивом выступления Папы Франциска во дворце Ponta Vermelha, колониальном здании, которое является резиденцией президента Мозамбика с момента обретения независимости в 1975 году. Нынешний глава государства Филипе Жасинто Ньюси находится в должности с 2014 года.
«Многое сделано с момента подписания исторического соглашения, которое закрепило мир и уже дало ростки! И эти ростки поддерживают надежду и веру в то, что историю не писала братоубийственная борьба, но способность думать о других, как о братьях, потомках одной и той же страны и управляющих общей судьбой. Мужество миру! Смелость высшего качества – это не грубая сила и насилие, а смелость, воплотившаяся благодаря неустанному стремлению к общему благу».
Соглашение 1992 года, на которое ссылается Папа Франциск, способствовало прекращению 15-летней гражданской войны между марксистской партией освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО, членом который также является и нынешний президент) и правой партией национального сопротивления (РЕНАМО). Конфликт, который унес жизни миллионов людей и изгнал еще 3-4 миллиона из их домов, не был полностью предотвращен, и в последние годы многие опасались, что он вспыхнет снова. С перспективой визита Папы, 1 августа президентом Ньюси и лидером оппозиции (РЕНАМО) Осуфом Момадом было подписано новое соглашение, в котором в дополнение к разоружению была назначена дата проведения выборов.
«За эти годы вы вкусили, что поиски прочного мира – это миссия, которая требует напряженной, упорной и непрерывной работы, поскольку мир – «хрупкий цветок, который хочет зацвести между камнями насилия» (Послание по случаю Всемирного дня мира, 2019), поэтому необходимо спокойно, с твердостью, но без фанатизма, с мужеством, но без хвастовства, не с жестокостью, но с умом продолжать начатое. Нет – опустошающему насилию, да – миру и примирению».
Папа Франциск перефразировал Иоанна Павла II, его слова, сказанные после визита в Мозамбик в 1988 году. Он напомнил, что мир – это не просто отсутствие войны, а настойчивые усилия лидеров нации к «признанию, гарантии и восстановлению часто пренебрегаемого или игнорируемого достоинства наших братьев, чтобы они стали главными действующими лицами в судьбах своего народа». Мир не может быть построен независимо от справедливости и не может быть достигнут без прощения и примирения, Папа Франциск повторил учения своих предшественников, включенные в энциклику «Evangelii gaudium».
«Мы не должны упускать из виду тот факт, что без равных возможностей различные формы агрессии и войн находят плодородную почву и рано или поздно прорастут. Если сообщество – местное, национальное или всемирное – перенесет одну из своих частей на периферию, то не будет политических программ, правоохранительных или разведывательных служб, которые всегда смогут обеспечить спокойствие».
Социальное неравенство, необдуманная добыча полезных ископаемых, которая ввергает народы в нищету, экономико-финансовая система, которая ставит в центр бога денег, а не человека, разжигание ненависти, – всё это семена насилия и войны. Чтобы мог процветать настоящий мир, Папа приглашает граждан Мозамбика стремиться к усилию, справедливости, борьбе с неравенством, развитию культуры встреч, заботе об общем доме и вниманию к молодому и пожилому поколениям. «Это надежная основа, потому что достойное будущее – оружие мира», – подчеркнул Папа Франциск.
Президент Мозамбика Филипе Хасинто Ньюси в своем приветствии, предшествовавшем обращению Папы, напомнил о долгой истории отношений между Мозамбиком и Католической Церковью, которая, как и история страны, была отмечена братоубийственной борьбой. «В Вашем визите – отметил Филипе Ньюси, напоминая о важности визита Иоанна Павла II 21 год назад – Вы встречает нацию, которая знает о задачах, стоящих перед ней, но она полна веры и надежды в возможность преодолеть трудности».
Приезд Папы Франциска в Мозамбике встретил большой отклик. Самые большие дневники посвящены главной странице. «Папа прибыл, страна благодарит!», – гласит заголовок правительственной газеты «Noticias». «Добро пожаловать, Папа!», – пишет независимая газета «O País», которая посвящает несколько небольших статей самому визиту, а также публикует интервью с архиепископом Мапуту. Местное телевидение ведет трансляцию программ, где говорится о личности Папы Франциска и роли Епископа Римского. Визит воспринимается как общенациональное событие, и послание Папы ждут все, а не только католики, – это подтверждают наши корреспонденты в Мапуту.
«В 1988 году, когда приехал Иоанн Павел II, в стране шла гражданская война, правил марксистский режим. Иоанн Павел II внес значительный вклад в разрешение конфликта. Он призвал местного епископа набраться смелости и заставил его вести переговоры с оппозиционными силами», – говорит отец Пол Самасумо, того же самого в Мозамбике от Папы Франциска ожидают сегодня.
2. Солидарность – лучшее оружие для изменения истории, а общая радость – противоядие от тенденции к разделению – посоветовал Папа Франциск молодым африканцам разных вероисповеданий и религий, собравшимся в спортивном зале «Maxaquene», рассчитанном на 15 000 человек, в Мапуту. В обращении также было указано на двух спортсменов из Мозамбика. Футболист Эйсебио да Сильва и бегунья Мария Мутола показывают, как упорствовать в своих мечтах, сказал Папа.
Межрелигиозная встреча с молодежью проходила под знаком танцев и песен. «Вы важны, вы не только будущее, но и настоящее Мозамбика», – сказал Франциск на красочной ассамблее. Молодые христиане разных конфессий, мусульмане и индусы подарили Папе мбиру – музыкальный инструмент, характерный для стран Африки к югу от Сахары.
«Как реализовать эти желания, как внести вклад в решение проблем страны? Я хотел бы сказать вам: «Не позволяйте, чтобы у вас украли радость. Не прекращайте петь и выражать всё то хорошее, что вы узнали о своих традициях. Пусть не смогут украсть вашу радость!» Как я уже говорил вам, есть много способов увидеть горизонт, мир, увидеть настоящее и будущее. Есть много способов. Тем не менее, необходимо быть внимательным к двум позициям, которые убивают желание и надежду. Это отстранение и нетерпение. Два отношения, которые убивают мечты и надежду. Это великие враги жизни, потому что они обычно заставляют нас вступать на легкий путь к провалу… Плата, которую они требуют, очень велика! Нужно платить счастьем и даже своей жизнью».
Франциск попросил молодежь стать частью настоящей единственной «игры», которая идет за будущее их страны. Он напомнил всем известного футболиста Эйсебио да Сильву по прозвищу «Черная пантера», который, несмотря на невзгоды, не сдался и следовал за своей мечтой. Он не позволил выкинуть его из игры. В этом контексте Папа призвал молодежь забыть о социальной враждебности, которая становится причиной спускового механизма, конечным проявлением которого является война. Ищите точки связи, наводите мосты и создавайте мир, побуждал Папа молодых и попытался передать им надежду и энтузиазм, чтобы преодолеть разочарование и нетерпение:
«Самые красивые созревают со временем, и если в первый раз что-то пойдет не так, не бойтесь пробовать снова и снова. Не бойтесь поражений! Мы можем ошибаться тысячу раз, но не будем совершать ошибку и сдаваться, потому что в первый раз что-то не получилось. Худшая ошибка – отказаться от желания и стремления к лучшей родине из-за нетерпения».
Попытайтесь расти в дружбе с теми, кто мыслит иначе, чтобы солидарность росла среди вас, – это лучшее оружие, чтобы изменить историю, добавил Папа Франциск, завершая свое послание молодежи о любви Бога к Своему творению, о котором говорят все религиозные традиции. «Ты действительно драгоценен для Него, ты не незначителен… Бог помнит о тебе. Он не хочет считать твои ошибки, и Он будет помогать тебе учиться на своих падениях, потому что Он любит тебя», – заверил Папа Франциск молодых людей из Мозамбика.
3. Во второй половине дня состоялась встреча с местным духовенством, то есть с епископами (23), священниками (659), монахинями (1207), семинаристами (599), а также мирянами-катехизаторами (56 871), которые важны не только в жизни Церкви Мозамбика, но прежде всего в их пастырской работе. В этой стране на одного священника приходится 11 с половиной тысяч верующих. Местом встречи был кафедральный собор Непорочного Зачатия. В своей речи Папа ответил на опыт и вопросы, заданные священником, монахиней и катехистом.
«Я прошу Святого Духа дать вам ясновидение, чтобы назвать реальность настоящим именем, смелостью просить прощения и умением учиться слушать то, что он хочет сказать нам» – сказал в начале Папа Франциск, а в последующем размышлении он сравнил евангельские рассказы о двух благовещениях, адресованных Захарии и Деве Марии, чтобы помочь слушателям обновить свое призвание к духовной жизни.
«Святой Лука одновременно представляет события, касающиеся Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Этим сравнением он намеревается показать нам исчезающий ветхозаветный способ бытия Бога и наших отношений с Ним, а также тот новый, который приносит нам Сын Божий, ставший человеком. Понятно, что в обоих благовещениях есть ангел. В одном случае, однако, откровение происходит в Иудее, в самом важном городе Иерусалима, не в каком-либо месте, но в храме, внутри, в святилище; ангел обращается к мужчине, к священнику. В то время как Воплощение провозглашено в Галилее, самом дальнем и конфликтном регионе, в крошечной деревне Назарет, в доме, а не в синагоге или в священном месте, оно адресовано мирскому человеку, тем более женщине. Что изменилось? Всё. И в этом изменении лежит наша самая глубокая идентичность».
Папа Франциск ответил на вопрос о кризисе священнической идентичности: «Чтобы справиться с этим кризисом, – добавил он, – все священнослужители призваны покинуть важные и роскошные места и возвратиться туда, где приняли призвание, и где им было ясно, что инициатива и сила исходят от Бога».
«Иногда мы непреднамеренно, без моральной вины, привыкаем связывать наше ежедневное священство с церемониями, собраниями и беседами; место, которое мы занимаем на собраниях, за столом или в зале, соответствует иерархии; мы напоминаем больше Захарию, чем Марию. Я считаю, что мы не преувеличиваем, когда говорим, что священник очень мал. Огромный размер дара, который нам был дан для служения, нас ставит в ряд с самыми малыми людьми. Священник – самый бедный из людей, если только Иисус не обогащает его Своей бедностью; он самый бесполезный слуга, если Иисус не называет его Своим другом; он самый глупый из людей, если Иисус терпеливо не учит его, как Петра; он самый беззащитный из христиан, если Добрый Пастырь не укрепляет его посреди стада. Никто не может быть столь крошечным, как священник, предоставленный своим собственным силам», – процитировал Папа одну из проповедей для священников его епархии в Страстной четверг, а затем упомянул проблему о «чрезмерной заботе о личном благосостоянии» и связанную с этим «расстановку приоритетов деятельности, оплачиваемой государством, и мешающей жизни ежедневного душпопечительства». «Эти заботы затемняют щедрость нашего служения Богу», – добавил Святой Отец.
«Сомнения Захарии и необходимость объяснения несовместимы с согласием Марии. Она лишь хочет знать, как это будет. Захария не может сдержать желания иметь всё под контролем, не может отказаться от логики, согласно которой он чувствует ответственность за всё, что происходит. Мария не сомневается, не думает о Себе, но вверяет Себя и доверяет. Отношения с Богом, как переживает их Захария, одинаковы и для учителя закона, они изнурительны: он всегда выполняет приказания, всегда учитывает заработную плату, соизмеряет с приложенными усилиями: благословение Божье – моя заслуга, а Церковь обязана признать мои сильные стороны и усилия… Мы не можем гоняться за личной выгодой. Наша усталость должна быть «связана с нашей способностью к состраданию, а значит с обязательствами, которые тронули наше сердце. Мы радуемся вместе с помолвленной парой, которая венчается; мы смеемся с ребенком, которого крестят; сопровождаем молодых людей, готовящихся к браку и семейной жизни; мы чувствуем боль с теми, кто получает помазание на больничной койке; мы плачем с теми, кто хоронит своих родных».
«Обновление этого призвания – продолжил Папа – часто требует от нас проверки: имеет ли наша усталость и наши заботы какое-либо отношения к определенной «духовной секуляризации», продиктованной «очарованием тысяч предложений потребительства, которые мы не в состоянии преодолеть, чтобы свободно идти путем, который в любви ведет к нашим братьям, к стаду Господню, к овцам, ожидающим голоса своих пастырей; обновление призвания означает выбор, согласие и усталость от того, что плодотворно в глазах Бога, что представляет и воплощает Его Сына Иисуса. Пусть Господь даст нам в этой спасительной усталости открыть источник нашей идентичности и нашего счастья», – сказал Папа Франциск на встрече с духовенством Мозамбика.
Во время своего возвращения в нунциатуру Епископ Рима остановился в ближайшем благотворительном центре «Матфей 25» (с ссылкой на часто цитируемую Папой Франциском главу Евангелия). Благотворительностью нунциатура занимается наряду с поместной Церковью и ежедневно предоставляет еду, гигиеническую и медицинскую помощь особенно детям и несовершеннолетним с улиц Мапуту. Она ориентирована на помощь беспризорным детям. Как добавляет П. Рихард Кощицкий, беспризорные дети – это одна из проблем крупных городов Мозамбика. Молодые люди не подходят ответственно к сексу, девочки беременеют в юном возрасте, а потом бросают своих детей. Многие религиозные общины содержат приюты для нежелательных детей. И всё же некоторые дети оказываются на улице. В Мозамбике это одно из самых ярких проявлений бедности, говорит польский миссионер.
Межрелигиозная встреча в значительной степени отражает сегодняшнюю реальность Мозамбика, говорит польский миссионер о. Рихард Кощицкий из конгрегации Святых Сердец Иисуса и Марии, которая работает в этой стране в течение 15 лет.
«Бывает, что в одной семье отец ходит в англиканскую Церковь, женщина ходит в католическую Церковь, а дети – к мусульманам или в какую-то секту. Мы должны быть более открытыми для людей, потому что секты распространяются невероятно быстро… Церковь не должна быть закрыта, мы должны искать людей».
RV/cz
.