Наследие колониальной эпохи
Мапуту с населением более миллиона человек – столица и крупнейший город Мозамбика. Он простирается вдоль залива Дельгоас и до 1975 года (когда страна обрела независимость от Португалии) назывался Лоренсу-Маркиш в честь португальского моряка, исследовавшего этот район в XVI веке. Современный и оживленный порт один из крупнейших в Южной Африке и используется в основном для экспорта угля, драгоценных камней и сахара. Исторический центр города был построен португальскими колонизаторами в середине XIX века. В дополнение к инфраструктуре и дренажной системе, они оставили после себя и старую крепость, характерную центральную станцию, собор Непорочного Зачатия, построенный в стиле ар-деко, и железный дом, разработанный Густавом Эйфелем.
Гражданская война
Девиз визита Понтифика: «Надежда, мир и примирение» откликается на драмы последних пятидесяти лет. После обретения независимости, завоеванной Марксистским фронтом освобождения (ФРИЛИМО), страна при поддержке Советского Союза ступила на путь к социализму, на что отреагировало антикоммунистическое движение Национального сопротивления (РЕНАМО), поддерживаемое Западным блоком. Более пятнадцати лет гражданской войны закончились римскими соглашениями 1992 года, в переговорах активно участвовала община святого Эгидия, местная Церковь и правительство Италии. Человеческие и экономические последствия конфликта были радикальными: миллион погибших и более трех миллионов внутренне перемещенных лиц и беженцев. После периода относительного спокойствия и демократических реформ после выборов 2009 года ожил старый конфликт, который правое движение «Национальное сопротивление» назвало фальсифицированным. В 2013 году политическое несоответствие вновь превратилось в вооруженный конфликт, закончившийся мирным соглашением, подписанным 1 августа этого года, которое предусматривает разоружение пяти тысяч боевиков и политические выборы, назначенные на 15 октября.
Новые колонизации
Новой угрозой для страны стало насилие радикальных исламистов Шебабов, действующих в северном регионе Кабо-Дельгадо. Огромные запасы полезных ископаемых, особенно угля, золота и драгоценных камней, а также недавно обнаруженные запасы природного газа со стороны Китая, привлекают многих иностранных инвесторов, особенно из Азии. В последние годы поддержка и инвестиции со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза способствовали быстрому росту местной экономики, которой пользуется лишь небольшая группа людей. В социальной сфере Мозамбик отмечает высокий процент неграмотности, СПИДа и наркомании. Большим ударом стали прошлогодние циклоны Идай и Кеннет (13 марта и 25 апреля), в результате которых погибли 600 человек, были уничтожены сотни тысяч гектаров сельхозпригодной земли, а 73 000 человек вынуждены были покинуть свои дома.
Разработка и подавление миссий
Евангелизация территории современного Мозамбика начинается в XVI веке с прибытия миссионеров. Иезуиты, доминиканцы, милосердные братья, а затем августинцы, францисканцы и капуцины – одни из первых миссионеров в этом районе, который до XIX века входил в индийскую епархию Гоа. С 20-х годов XIX века Церковь ожила после периода гонений, а в 1940 году в Конкордат между Святым Престолом и Португалией был включен договор о миссиях, который способствовал установлению церковной иерархии в Мозамбике. На первом этапе была создана одна архиепархия и две епархии. Церковь открывает новые миссии, школы и медицинские учреждения. На момент провозглашения независимости образовано уже девять епархий. Но этим расцвет Церкви в Мозамбике заканчивается. Марксистское правительство изгнало из страны большинство миссионеров, конфисковало церковную собственность и национализировало школы. Свобода вероисповедания была строго ограничена, и многим миссиям пришлось прекратить свою деятельность. Важную роль в политической и религиозной сфере сыграл визит Иоанна Павла II в 1988 году, до окончания гражданской войны.
Восстановление церковного имущества
В настоящее время 6 миллионов граждан Мазамбика – католики, что соответствует 28% населения. Тем не менее, пятидесятнические секты тоже празднуют свои евангелизационные успехи, а в сельской местности значительная часть населения исповедует традиционные африканские культы. Мусульмане, проживающие в основном в северной части страны, составляют около 20% населения. Новой проблемой, как и в других африканских странах, стало появление радикальных мусульман, в основном привлекаемых проповедниками из-за рубежа. Отношения между государством и церковью постепенно улучшаются. В 2007 году правительство решило вернуть имущество, экспроприированное марксистским режимом в 1977 году. Около 60% имущества уже было возвращено, а оставшиеся 40% всё еще находятся на стадии переговоров. Дипломатические отношения между Святым Престолом и Мозамбиком были восстановлены в 1995 году и были укреплены в 2011 году двусторонним договором, регулирующим правовой статус Католической Церкви. С другой стороны, даже Церковь там не была спасена от волны религиозного безразличия и материализма, распространяющихся на молодое поколение. Число крещеных далеко от числа практикующих. Позитивные сигналы поступают из среды новых движений, таких как община Сант-Эджидио, а также местных молодежных движений, таких как «Посвященные», которые пытаются внедрить Евангелие в африканское общество.
Роль Пап в мировых договорах
Ситуацию в столице Мозамбика описывает отец Осорио Ситора Афонсо, который работает в Конгрегации по евангелизации народов. Во время визита Папы он приехал на свою родину. «Я не мог пропустить это», – говорит миссионер из конгрегации Девы Марии Утешительницы. «Когда многие люди продавали свои вещи, чтобы добраться до Мапуту, несмотря на свою бедность», – добавляет он.
«Папа найдет нацию, отмеченную глубоким неравенством, с очень богатым меньшинством и крайне бедным большинством. По прибытии в Мапуту это хорошо заметно. Напряженность и конфликты продолжаются, несмотря на мирные соглашения, подписанные месяц назад, возможно, с перспективой визита Папы. Конечно, ситуация в стране лучше, чем на момент визита св. Иоанна Павла II в 1988 году, который посеял первые зерна в соглашении между противоборствующими сторонами. Слова девиза визита Папы Франциска – «Надежда, мир и примирение» – связывают его нынешнюю поездку с миссией его предшественника. Святой Иоанн Павел II принес мир в виде соглашения, подписанного в 1992 году, Папа Франциск приезжает, чтобы закрепить это соглашение. Как и Кароль Войтыла, он призывает людей не терять надежду».
Источник: radiovaticana.cz
.