Ватикан. Утром 21 августа в Ватиканском зале Павла VI, полностью заполненном верующими, прошла общая аудиенция с Папой. Она началась с чтения из Деяний апостолов (Деян 4, 32, 34-35), в котором описывается первая община христиан, которые имели одно сердце, одну душу и общую собственность. Преемник Петра продолжил цикл катехез о ранней Церкви.
В конце общей аудиенции Папа упомянул литургическую память св. Пия X:
«Следуя примеру Папы Пия X, чья литургическая память сегодня, я призываю вас выходить навстречу Иисусу, слушая Евангелие и добрыми делами. Пусть Святой Дух поддержит вас на вашем пути».
После общей молитвы «Отче наш» Папа Франциск благословил всех.
О Деяниях апостолов. «Всё у них было общее»
Катехеза Папы Франциска 21 августа 2019 г., зал Павла VI
Деяния 4, 32
Интегральное сообщество в общине верующих
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Христианская община рождается из непрестанного дара Святого Духа и растет закваской, разделенной между братьями и сестрами во Христе. Церковь создается динамизмом солидарности, как Божья семья, центральным опытом которой является «Koinonia»; это греческое слово означает: «община», «совместное владение», быть причастным, а не изолированным. Это опыт первой христианской общины, то есть: делиться, общаться и участвовать. В ранней Церкви это слово относится прежде всего к принятию Тела и Крови Христа. Поэтому, когда мы приступаем к Евхаристии, мы говорим, что мы идем принять и принимаем Иисуса, и Его принятием мы принимаем братьев и сестер. Принятие Тела и Крови Христа во время Святой Мессы выражается братским единством и, следовательно, общим разделением имущества и сбором денег для Матери-Церкви в Иерусалиме (ср. Рим 12, 13; 2 Кор 8-9). Чтобы узнать хорошие ли вы христиане, вы должны молиться, принимать Причастие и приступать к исповеди. Но сигнал обращения вашего сердца – это обращение, проникшее в карманы и касающиеся ваших интересов, значит, быть щедрым к другим и помогать слабым и самым бедным. Когда приходит такое обращение, то вы можете быть уверены, что оно подлинное. Если оно остается только на словах, это не хорошее обращение.
Евхаристическая жизнь, молитвы, апостольская проповедь и опыт общины (ср. Деян 2, 42) делают из верующих людей тех, кто имеет «одно сердце и одну душу» и не считают что-либо из своего имущества своим, «но все у них общее» (Деян 4, 32). Это настолько мощный жизненный пример, что помогает нам быть щедрыми, а не жадными. По этой причине никто из них не нуждался.
Те, кто имел поле или дом, продал их и принес полученные за них деньги к ногам апостолов. И это затем разделялось между всеми (см.: Деян 4, 34-35). Церковь всегда была отмечена такими жестами христиан, которые отказались от изобилия и ненужного имущества, чтобы отдать его тем, кто нуждался. И это не только деньги, но и время. Сколько христиан, например, вы, здесь в Италии, занимаетесь добровольной помощью. Это красиво! Это значит делиться временем с другими, чтобы помочь тем, кто в этом нуждается. Волонтерство, благотворительность, посещение больных – всем этим нужно делиться с другими, а не искать личный интерес.
«Koinonia» или община – это новый способ взаимоотношений между учениками Господа. Христиане переживают новый способ существования и действия. Этот способ христианский, поэтому язычники, которые наблюдали за христианами, говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Этот способ – любовь. Но не на словах, без притворства, а настоящая, конкретная любовь и взаимная помощь. Общение со Христом устанавливает и общение с братьями, что приводит к общему обмену материальными благами. Да, этот образ жизни в общине, эта любовь проникает даже в карманы и ведет к отказу от денег на благо других и против личного интереса. Принадлежность к Телу Христову создает совместную ответственность верующих друг за друга. Вера в Иисуса делает всех нас ответственными друг за друга. Кто-то скажет: «Посмотри на того. Ему негде жить, но это его дело». Мы, христиане, не можем так говорить. Мы должны молиться за этого человека, взять его к себе, а не быть равнодушными. Это значит быть христианином. Поэтому сильные поддерживают слабых (ср. Рим 15, 1), и никто не испытывает недостатков, которые унижают и уродуют человеческое достоинство; есть общины, которые имеют одно сердце и любят друг друга. И знамение этого – конкретная любовь.
Иаков, Петр и Иоанн – «столпы» Иерусалимской церкви – совместно установят, что Павел и Варнава будут проповедовать Евангелие язычникам, а они евреям, и будут требовать только того, чтобы не забывали о бедных (ср. Гал 2, 9-10). И не только о материально бедных, но и бедных духовно, людях страдающих от проблем и нуждающихся в нашей близости. Христианин всегда выходит за рамки себя, за рамки своего сердца и приближается к другим, как Иисус приблизился к нам. Такова первоначальная христианская община.
Мы получаем конкретный пример совместного владения общим имуществом из свидетельства Варнавы, который владел полем, продал его и принес деньги апостолам (ср. Деян 4, 36-37). В дополнение к его положительному примеру есть еще один, отталкивающий: Анания и его жена Сапфира, которые продали землю и решили принести только часть заработанных денег, оставив себе остальные (ср. Деян 5, 1-2). Этот обман разорвал цепь самоотверженного, искреннего и бескорыстного обмена, что привело к трагическим последствиям (Деян 5, 10). Апостол Петр обличает нечестность и растрату Анании и говорит ему: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? [...] Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян 5, 3-4). Мы могли бы сказать, что Анания обманул Бога своим непроницательным и лицемерным мышлением или частичной и оппортунистической принадлежностью к Церкви. Притворство – худший враг христианской общины и христианской любви.
Лишить дар искренности, значит взращивать лицемерие, уходить от истины, становиться эгоистичным, гасить пламя общины и подвергать себя холоду внутренней смерти. Кто так ведет себя, тот присутствует в Церкви как турист. Многие туристы находятся в Церкви временно и никогда не заходят внутрь. Это духовный туризм, которым они утверждают, что христиане. Но они только туристы в катакомбах. Мы должны быть в Церкви не туристами, а братьями. Жизнь на основе прибыли и выгоды за счет других неизбежно приводит к внутренней смерти. Сколько людей притворяются, что они друзья священников и епископов, но ищут только собственную выгоду. Эти притворства опустошают Церковь!
Господь, прошу за всех нас, одари нас Своим Духом доброты, который преодолевает все притворства и распространяет вокруг истину, питая ее христианскую солидарностью, которая является не поддерживающей социальной деятельностью, а необходимым выражением природы Церкви, нежнейшей матери всех, особенно самых бедных.
Источник: radiovaticana.cz
.