Камерино. 16 июня Епископ Рима совершил пастырское посещение итальянского города Камерино, пострадавшего три года назад от землетрясения, последствия которого всё еще очевидны. Из 381 церквей епархии Камерино, 345 находятся в аварийном состоянии, включая собор, который Папа мог посетить только с каской на голове. Даже главная площадь (Piazza Cavour) была доступна только для жителей из-за сегодняшней Папской службы.
Папа в половине девятого утра вышел из вертолета, который доставил его в Камерино из Ватикана, и отправился сначала во временное убежище, где находится примерно 200 семей. Он посетил шесть из них и в первой принял приглашение на завтрак. «Я хотел бы прийти к вам всем по очереди, но поскольку мы бы не успели всё это, я приветствую вас отсюда», – сказал Папа Франциск с помощью местного радио всем жителям, поблагодарив их за их настойчивость и решительность и попросив молиться за него».
После посещения разрушенного собора Благовещения на соседней площади началась литургия торжества Пресвятой Троицы.
Проповедь
«Что есть человек, что Ты помнишь его?» – молимся мы в Псалме (8, 5). Эти слова пришли ко мне, когда я подумал о вас. Учитывая то, что вы видели и вытерпели из-за разрушенных домов и зданий, превращенных в руины, возникает вопрос: что такое человек? Что он, если то, что он построит, может рухнуть в одно мгновение? Кто он, если его надежда может превратиться в прах? Что есть человек? Кажется, что ответ дает вторая часть фразы: «Что есть человек, что Ты помнишь его?». О нас, таких, какие мы есть в нашей хрупкости, думает Бог. В неуверенности, которую мы ощущаем снаружи и внутри, Господь с уверенностью думает о нас. Если сказать буквально – помнит, то есть возвращается к нам сердцем, потому что мы дороги Его сердцу. И хотя здесь слишком многое быстро забыто, Бог не забывает о нас. Никто не пренебрежен в Его глазах, каждый для Него имеет бесконечную ценность: мы малы под небом и бессильны, если земля сотрясается, но мы более ценны для Бога, чем что-либо другое.
Память – это ключевое слово жизни. Каждый день мы просим о благодати помнить о том, что мы не забыты Богом, Чьи мы любимые дети, уникальные и незаменимые. Память об этом, придает силы не поддаваться бедствиям жизни. Перед лицом искушения грусти и постоянного сожаления о худшем, которое, казалось бы, не имеет конца, вспомним, какую ценность мы имеем. Плохие воспоминания приходят и без размышления, но они не окупаются и оставляют только кротость и горе. Как трудно освободиться от гнетущих воспоминаний! Уместно условие, по которому было для Бога легче освободить Израиль из Египта, чем освободить сердце Израиля от Египта.
Чтобы освободить сердце от прошлого, которое возвращается, от плохих воспоминаний, которые в нём заключены, и от угрызений, которые парализуют, нам нужен кто-то, кто поможет нести наше внутреннее бремя. Сегодня Иисус говорит нам, что мы не можем «вместить многого» (см. Ин 16, 12). Что Он делает с нашей слабостью? Он не лишает нас этого бремени, как мы бы этого желали, поскольку мы ищем быстрые и поверхностные решения. Нет, Господь дает нам Святого Духа. Он нужен нам, потому что Он – Утешитель, Который не оставляет нас одних под бременем жизни. Он делает нашу порабощенную память свободной, прошлые раны – памятью о спасении. Он делает в нас то, что сделал Иисус, Чьи раны, ужасные раны, оставленные злом, под действием Святого Духа становятся источником милосердия, сияющими ранами, в которых возвышается любовь Божья, которая поднимает и воскрешает. Таким образом действует Святой Дух, когда мы приглашаем Его в свои раны. Он смазывает плохие воспоминания бальзамом надежды, потому что Святой Дух – восстановитель надежды.
Надежда. О какой надежде идет речь? Это не временная надежда. Земные надежды мимолетны, у них всегда есть срок годности, они состоят из земных примесей, которые рано или поздно исчезают. Дух дает подлинную надежду, которая не проходит, потому что она основана на верности Бога. Надежда Духа это не оптимизм. Он рождается глубже и зажигает в глубине сердца уверенность, что мы драгоценны, потому что любимы. Вливает уверенность, что мы не одиноки. Это надежда, которая создает мир и радость внутри, независимо от того, что происходит снаружи. Это надежда, которая имеет мощные корни, и никакие жизненные бури не могут их повредить. Это надежда, которая, как говорит св. Павел, «не обманывает» (Рим 5, 5) и дает силу преодолеть каждую скорбь (см. Рим 5, 2-3). Когда мы побеждены или ранены, мы склонны «загнездиться» в нашу грусть и страх. Но Дух освобождает нас из наших гнезд, дает нам полет и открывает перед нами чудесную судьбу, в которой мы родились. Дух питает нас живой надеждой. Пригласим Его. Попросим, чтобы Он пришел к нам, и приблизился. Приди Дух-Утешитель! Приди и даруй нам немного света, даруй нам смысл этой трагедии и надежду, которая не врет. Приди, Дух Святой!
Близость – это третье слово, которое я хочу разделить с вами. Сегодня мы празднуем Святую Троицу. Троица – это не богословское высокомерие, а чудесная тайна близости Бога. Троица означает, что у нас нет одинокого Бога на небе, далекого и равнодушного. Нет, Он – Отец, Который наделил нас Сыном, Который стал человеком, как мы, чтобы Он к нам приблизился еще больше и помог нам нести тяжесть жизни, Он одаривает нас Своим Духом. Он, Который есть дух, входит в наш дух и таким образом утешает нас изнутри, приносит внутрь Божью доброту. С Богом не останется весь вес жизни на наших плечах: Дух, которого мы призываем каждый раз, когда касаемся наших плеч, когда осеняем себя крестом, приходит, чтобы дать нам силу, ободрить и поддержать нас. Он специалист по воскрешению, возвышению и обновлению. Требуется больше энергии для ремонта, чем для строительства, чтобы начать заново, чем начать, чтобы смириться, чем согласовать. Это сила, которую дает нам Дух. Кто приближается к Богу, тот не в депрессии, но сделал шаг, чтобы начать, доказать и построить. Он тоже страдает, но он в состоянии начать заново, проявить себя и построить.
Дорогие братья и сестры, я пришел сегодня, чтобы быть просто рядом с вами; мы здесь, чтобы я с вами просил Бога, Который помнит о нас, чтобы никто не забыл о тех, кто в затруднении. Я прошу Бога надежды, чтобы то, что нестабильно на земле, не поколебало уверенности, которую мы несем внутри себя. Я прошу Бога Близкого, чтобы начал конкретные дела приближения. Прошло уже три года, и существует опасность, что после первого эмоционального и медиального взаимодействия внимание упадет, обещания будут забыты, возрастет разочарование тех, кто наблюдает за регионом, который становится безлюдным. Но Господь побуждает нас, чтобы мы помнили, восстанавливали, вместе строили и никогда не забывали о страдающих.
«Что есть человек, что Ты помнишь его?» Бог, Который помнит о нас; Бог, Который исцеляет нашу израненную память, которую Он смазывает надеждой; Бог, Который близок к нам, чтобы восстановить нас изнутри – пусть нам этот Бог поможет быть творцами добра, не ожидая, что начнут другие. Каждый может утешить кого-то, не дожидаясь решения своих проблем. И когда я несу свой крест, я постараюсь подойти и порадовать других. «Что есть человек?» Он Твое большое желанием, о котором Ты постоянно думаешь. Нелегко понять это в таких обстоятельствах, когда люди забыли о нас и уже не помнят эту трагедию. Но Ты, Господи, не забываешь. Человек – Твое великое желание, о котором Ты помнишь постоянно. Сделай, Господи, чтобы мы так же помним о том, что находимся в мире, чтобы давать надежду и близость, потому что мы – Твои дети, «Бог всякого утешения» (2 Кор 1, 3).
Источник: radiovaticana.cz
.