Ватикан. Около 20 000 человек собрались утром 29 мая на площади Святого Петра, чтобы присутствовать на общей аудиенции, которая началась с чтения из Деяний апостолов (1, 1-3), где рассказывается, как воскресший Иисус дал апостолам доказательства того, что Он жив, являлся им, говорил о Царстве Божьем и повелел им, ждать обещанного от Отца, которое заключается в том, что они будут крещены Духом Святым. Преемник Петра так начал новый цикл катехез, который, как он сказал в самом вступлении, приблизит путь Евангелия миру и покажет, как Слово Божье и Святой Дух соединяются в удивительных действиях.
О Деяниях апостолов. «Он предоставил им доказательства того, что Он жив… Он повелел… чтобы они ждали обещанного от Отца»
Катехеза Папы Франциска 29 мая 2019 г. площадь Святого Петра
Деяния 1, 3-5
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Сегодня мы начинаем новый цикл катехез по книге Деяний апостолов. Эта библейская книга, которую написал евангелист Лука, рассказывает о пути. О каком пути? О пути Евангелия по миру, и показывает нам, как чудесно соединяется Слово Божье и Дух Святой, который начинает евангелизацию. Главные действующие лица Деяний, именно эта живая и эффективная пара – Слово и Дух.
Бог «посылает слово Свое на землю», и «быстро течет слово Его» – как говорится в Псалме (147, 15(147, 4)). Слово Божье движется, оно динамично, оно орошает любую почву, на которую падает. Что является его силой? Святой Лука говорит нам, что человеческое слово эффективно не из-за риторики, то есть из-за риторического искусства, но благодаря Святому Духу, придающему ему динамику Бога и Его силу, которая способна очистить слово и сделать его носителем жизни. Например, Библия предоставляет истории и человеческие слова, но в чём разница между Библией и учебником истории? В том, что библейские слова берет на себя Дух Святой, который дает им огромную силу, другую силу, и помогает нам, чтобы эти слова были эффективным сеянием святости, сеянием жизни. Когда Дух посетит человеческое слово, он придает ему динамизм, как «динамит», так что оно способно зажигать сердца, разрушать схемы и стены сопротивления и разделения, открывать новые пути и расширять границы Божьего народа. Мы увидим это во время этих катехез по книге Деяний апостолов.
Кто же дает резонанс и всепроникание нашему столь хрупкому слову, способному даже лгать и убегать от ответственности? Только Святой Дух, через которого родился Божий Сын, Дух Святой, которым помазал Его и избрал Своих апостолов, и который был гарантией выдержки и плодности их благовествования, и сегодня продолжает быть гарантией нашего благовествования.
Евангелие заканчивается воскресением и вознесением Иисуса, и отсюда начинается действие «Деяний святых Апостолов», с изобилия Воскресшего, которое льется на Его Церковь. Святой Лука говорит нам, что Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян 1, 3). Действия Воскресшего наиболее человечны, когда вместе со Своими апостолами Он ест и призывает их, чтобы с доверием ожидали исполнения обещаний Отца: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5).
Крещение Духом Святым – это опыт, который позволяет нам вступить в личное общение с Богом, разделить универсальность Его спасительной воли, получить дар parrhesie, т.е. смелость, умение нести слово, как «Божьи дети»: ясное, свободное, действенные и полное любви к Христу и братьям.
Поэтому нет нужды завоевать, добывать или зарабатывать Божий дар. Всё дано бесплатно и в свое время. Господь всё дает бесплатно. Спасение не покупается, не оплачивается – это дар, данный бесплатно. Относительно желания заранее знать время, когда произойдут события, которые Он предсказал, Иисус отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1, 7-8).
Воскресший призывает Своих, чтобы они не переживали присутствие с тревогой, а стали союзниками времени, умели ждать окончания священной истории, которая не была прервана, но продолжается, и умели ждать «шаги» Бога – Господа времени и пространства. Воскресший призывает Своих, чтобы они «не выдумывали» свою миссию, но ждали, когда Отец оживит их сердца Своим Духом, чтобы они могли свидетельствовать в миссионерском послании, способном распространиться из Иерусалима до Самарии, пересечь границы Израиля и достичь окраин мира.
Это ожидание апостолы разделяют вместе, как семья в Господе, в верхней комнате или горнице, стены которой по-прежнему свидетельствуют о даре, которым Иисус отдал Себя Своим в Евхаристии. И как же они ожидают эту силу, эту Божью динамику? Они постоянно молятся, как будто их не много, а только один. Они единодушно остались в молитве. Ибо молитва преодолевает одиночество, искушение и подозрение и открывает сердце для общины. Присутствие женщин и Марии, Матери Иисуса, усиливает этот опыт. Они первые научились от Учителя свидетельствовать о верности любви и силе общины, преодолевающей всякий страх.
Попросим Господа о терпении ждать Его шагов, «не изобретать» Его дело, оставаться покорными в молитве, призывать Духа и развивать искусство церковной общины.
Источник: radiovaticana.cz
.