Катехеза Папы Франциска 22 мая 2019 г.
Римлянам 8, 15
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Сегодня мы завершаем цикл катехез о молитве «Отче наш». Мы можем сказать, что эта христианская молитва рождается из смелости обратиться к Богу: «Отец». Это корень христианской молитвы – сказать Богу: «Отец». Это не столько формула, сколько близость сына, в которую нас вводит благодать: Иисус – это Тот, Кто открывает Отца и близко знакомит нас с Ним. Он не оставляет нам какую-то формулу для механического повторения. Как в любой устной молитве, Святой Дух учит детей Божьих молиться Отцу через Слово Божье (Катехизис Католической Церкви, 2766). Сам Иисус использовал различные высказывания в молитве к Отцу. Когда мы внимательно читаем Евангелия, мы обнаруживаем, что выражения, которые срываются с уст Иисуса в молитве, относятся к тексту «Отче наш».
Например, в Гефсиманскую ночь Иисус молится так: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14, 36). Мы уже указали на этот текст из Евангелия от Марка. Как не распознать в этой молитве, пусть и летящего следа «Отче наш»? Посреди темноты Иисус призывает Бога по имени «Авва» с доверием Сына, и, хотя Он испытывает страх и беспокойство, Он просит, чтобы исполнилась воля Отца.
В других местах Евангелия Иисус призывает Своих учеников развивать дух молитвы. Молитва должна быть неотложной, и прежде всего помнить о братьях, особенно если у нас возникают какие-то трудности в отношениях. Иисус говорит: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк 11, 25). Как не увидеть в этих выражениях гармонию с молитвой «Отче наш»? И примеров может быть много, даже для нас.
Хотя мы не находим в письмах святого Павла текст «Отче наш», но его присутствие видно из того чудесного синтеза, который обобщает христианскую молитву в одном слове: «Авва!» – Папочка (ср. Рим 8, 15; Гал 4, 6).
В Евангелии от Луки Иисус полностью удовлетворяет просьбу учеников, которые часто видели, как Он уходит в уединенное место и погружается в молитву, и однажды они решили попросить Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк 11, 1). И затем Учитель научил их молиться к Отцу.
Принимая во внимание весь Новый Завет, становится ясно, что главным героем любой христианской молитвы является Святой Дух. Не будем забывать, что Святой Дух является главным героем любой христианской молитвы. Мы никогда не могли бы молиться без силы Святого Духа. Он молится в нас и призывает нас молиться хорошо. Попросим Духа научить нас молиться, потому что Он является главным героем и несет в нас истинную молитву. Он дышит в сердце каждого из нас, учеников Иисуса. Дух позволяет нам молиться как детям Божьим, кто мы на самом деле есть благодаря крещению. Дух позволяет нам просить молитву следовать за «следом», который оставил для нас Иисус. Это тайна христианской молитвы: по благодати мы втянуты в диалог любви Святейшей Троицы.
Иисус молился таким образом. Иногда Он выражал Себя таким образом, который, безусловно, далек от текста «Отче наш». Подумайте о первых словах 22 Псалма, произнесенных Иисусом на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46). Может ли Небесный Отец оставить Своего Сына? Конечно, нет. И всё же любовь к грешникам привела Иисуса к этой точке: к переживанию оставленности Богом, Его отдаленности, потому что Он взял на Себя все наши грехи. Но даже в тревожном крике остается «Боже Мой, Боже Мой!». В этом «Мой» лежит суть отношений с Отцом, ядро веры и молитвы.
Следовательно, от этого зародыша, христианин может так молиться в любой ситуации. Он может принять все библейские молитвы, особенно Псалмы, но он также может молиться и многими выражениями, которые возникали в человеческих сердцах на протяжении тысячелетий. И мы никогда не перестанем рассказывать Отцу о наших человеческих братьях и сестрах, чтобы никто из них, особенно бедные, не оказался без утешения и любви.
В конце этой катехезы мы можем повторить эту молитву Иисуса: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк 10, 21). В молитве мы должны быть принижены, чтобы Святой Дух мог прийти к нам и возглавить нашу молитву.
Источник: radiovaticana.cz
.