Ватикан. 1 мая около 30 000 человек собрались на площади Святого Петра на общую аудиенцию, которая началась с чтения Первого послания св. Павла к Коринфянам (1 Кор 10, 13), где апостол говорит, что Бог не даст нам больше испытания, чем мы можем вынести. Преемник Петра продолжил цикл катехез, в которых объясняет молитву Господа, четырнадцатой частью, посвященной воззванию, «не введи нас в искушение».
В конце общей аудиенции Папа Франциск упомянул литургическую память дня.
«Сегодня в литургии воспоминаем святого Иосифа Труженика, покровителя Вселенской Церкви. Фигура святого Иосифа, скромного назаретского труженика, пусть приводит нас ко Христу, является поддержкой для тех, кто защищает добро и помогает тем, кто потерял работу и не может ее найти. Особенно помолимся за тех, у кого нет работы, что является мировой трагедией наших дней».
После общей молитвы «Отче наш» Папа благословил всех.
О молитве «Отче наш». Не введи нас в искушение
Катехеза Папы Франциска 1 мая 2019 г.
1 Коринфянам 10, 13
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Мы продолжаем цикл катехез о молитве «Отче наш» на этот раз уже предпоследним призывом: «не введи нас в искушение» (Мф 6, 13). Другая версия [итальянской литургической формулировки – прим. пер.] гласит: «Не оставляй нас в искушении». «Отче наш» сначала мирно провоцирует наше желание, чтобы в нас мог свершиться великий Божий замысел. Затем она сосредотачивается на жизни и вкладывает в наши уста просьбу о том, в чём мы нуждаемся каждый день – «хлеб насущный». Потом молитва затрагивает наши межличностные отношения, часто зараженные эгоизмом: мы просим о прощении и обязуемся, что и сами будем прощать. Но в предпоследнем призыве наш диалог с Небесным Отцом становится всё более драматичным, и мы оказываемся на почве противостояния нашей свободы ловушкам Зла.
Как известно, оригинальное греческое выражение находящиеся в Евангелиях, трудно точно интерпретировать, и все его современные переводы немного запаздывают. Однако в одной вещи существует единодушие: каким бы образом не был понят этот текст, мы должны исключить то, чтобы Бог был протагонистом искушений, которым подвергается человек во время своего паломничества, как будто Он ждет того, чтобы поставить Своим детям ловушки и препятствия. Такое толкование противоречило бы, прежде всего, самому тексту и было бы далеко от Бога, Которого открыл нам Иисус. Не будем забывать, что Он – Отец. Молитва Господня начинается со слова «Отче», и Он не создает своим детям препятствий. Христиане не имеют никакого отношения к каким-либо ревнивым богам, которые контролируют человека или развлекаются тем, что подвергают его испытаниям. Это изображения языческих божеств. В письме Иакова мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1, 13). Напротив, Отец не является создателем зла, и никакому сыну, просящему у него рыбу, не даст змея (ср. Лк 11, 11) –так учит Иисус, – и когда зло появляется в жизни человека, Он сражается на стороне человека, чтобы его освободить. Бог постоянно сражается за нас, а не против нас. Он – Отец! И в этом смысле мы молимся «Отче наш».
Эти два момента – испытание и искушение – загадочно присутствовали в жизни Самого Иисуса. Сын Божий стал нашим братом в этом опыте, и это почти скандальным способом. И именно эти отрывки из Евангелия показывают, что самые трудные призывы уже были услышаны. Бог не оставил нас одних, но Он появляется в Иисусе, и до последнего «Бог с нами». Он с нами, когда дает нам жизнь, Он с нами на протяжении всей жизни, Он с нами в радости, Он с нами в испытаниях, Он с нами в печали, Он с нами в поражениях, когда мы грешим, но Он всегда с нами, потому что Он – Отец и не может нас оставить.
Если мы в искушении совершаем зло – отказывая в братстве другим и желая абсолютной власти над всем и над всеми, – Иисус уже борется с этим искушением за нас. Об этом свидетельствуют первые страницы Евангелий. Как только Он принял от Иоанна в толпе грешников крещение, Иисус уединяется в пустыне и подвергается искушениям сатаны. Там присутствовал сатана. Многие сегодня говорят: «Почему сегодня говорят о дьяволе? Это старая тема. Дьявола не существует». Но посмотрите на то, чему учит Евангелие: Иисус противостоял дьяволу, был искушаем сатаной. Иисус отказался от всех искушений и вышел победителем. В конце противостояния Иисуса с врагом Евангелие от Матфея дает интересную заметку: «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф 4, 11).
Но даже во время высшего испытания Бог не оставляет нас одних. Когда Иисус идет молиться в Гефсиманский сад, Его сердце пронизывает невыразимое беспокойство, как Он сообщает об этом Своим ученикам, Он испытывает чувство одиночества; Он Сам несет ответственность за все грехи мира, наедине с невыразимой тревогой. Испытание настолько мучительно, что происходит нечто неожиданное. Иисус никогда не просит о любви, и все же в ту ночь Его душа грустит смертельно, и Он умоляет Своих друзей, быть рядом с Ним: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф 26, 38). Как мы знаем, ученики из-за усталости уснули. В момент агонии Бог просит человека, чтобы он не покидал Его, но человек засыпает. Но когда человек подвергается испытаниям, Бог бодрствует. В эти худшие моменты нашей жизни, в моменты величайших мучений и величайшего беспокойства Бог бодрствует, Бог сражается вместе и всегда рядом с нами. Почему? Потому что Он – Отец. Так мы начали молитву «Отче наш». Отец никогда не оставляет Своих детей. Мучительная ночь Иисуса и Его борьба, это последняя печать Воплощения: Бог снисходит, чтобы найти нас в наших пропастях и невзгодах, которыми пронизана история.
Во время испытания нас утешает осознание, что эта долина, через которую прошел Иисус, больше не пуста, а благословлена присутствием Сына Божьего. Он никогда не покинет нас.
Оттолкни от нас, Боже, время испытания и время искушения. Но если этот момент наступит, Отче наш, покажи нам, что мы не одиноки. Ты – Отец, покажи нам, что Христос уже взял на Себя бремя и этого креста. Покажи нам, что Иисус призывает нас нести его с Ним и с доверием отдаваться любви Отца.
Источник: radiovaticana.cz
.