Ватикан. Объемный текст Бенедикта XVI был опубликован 11 апреля, в ответ на саммит председателей конференций епископов по защите несовершеннолетних. В своем обращении он поблагодарил Папу Франциска за созыв этого саммита. Йозеф Ратцингер уже во время понтификата Иоанна Павла II, будучи префектом Конгрегации по вероучению, а затем, находясь на Престоле Петра, был инициатором более решительного применения моральных принципов и норм канонического права в случаях сексуальных преступлений, совершаемых представителями духовенства. В тексте, который датирован 11 апреля, Бенедикт XVI для немецкого ежемесячного журнала «Klerusblatt» дает безжалостный богословский анализ причин скандального распространения этих преступлений в рядах духовенства. Текст также был опубликован «Vatican News» и итальянской ежедневной газетой «Corriere della Sera».
Бенедикт XVI разделил анализ на три части.
В первой – он говорит о социальном контексте, так называемой сексуальной революции 60-х годов, которая считает педофилию «приемлемой, даже уместной». До этого времени, отмечает Папа на покое, наблюдается упадок призваний к священству, необычайное увеличение числа священников, покидающих ряды духовенства, и в то же время крах католической моральной теологии, которая подвержена искушениям релятивистских тенденций, согласно которым ничто не является абсолютно хорошим или абсолютно плохим. Это включает в себя и так называемую Кёльнскую декларацию пятнадцати католических богословов 1989 года, которая выражала протест «против Церковного магистратуры и против Папы Иоанна Павла II». Он ответил на нее энцикликой «Veritatis splendor», которая подтверждает, что некоторые «изначально плохие поступки никогда не станут хорошими». В некоторых областях морального богословия, как далее отмечает Бенедикт XVI, возросло представление о том, что у Церкви нет и не может быть своей собственной морали. Этот тезис радикально подвергает сомнению авторитет Церкви в области этики и заставляет ее замолчать там, где есть разница между правдой и ложью.
Во второй части текста Папа Бенедикт XVI говорит о последствиях этого процесса в области формирования священства и резюмирует ответ Церкви. «В некоторых семинарах появились клубы гомосексуалистов, которые были более или менее открыты. [...] Святой Престол знал об этих проблемах, но не подробно. [...] Чувство собора принималось де-факто как критическое или негативное отношение к нынешней традиции, которую теперь следует заменить новой и радикальной открытостью к миру, что привело к появлению какого-то нового, современного католицизма». Бенедикт XVI подчеркивает, что вопрос педофилии стал горячей проблемой только во второй половине 80-х годов и был решен застенчиво и медленно. В частности, были соблюдены права обвиняемого, осуждение которого было практически невозможным. Поэтому с согласия Иоанна Павла II полномочиями была наделена Конгрегация доктрины веры, чтобы было возможно канонически и эффективно применить максимальное наказание, значит лишить духовного сана. Однако иногда возникали задержки, которые должны были быть устранены, и поэтому Папа Франциск был вынужден продолжить реформы.
Третью часть текста Бенедикт XVI начинает несколькими драматическими вопросами о том, что делать в сложившейся ситуации: «Должны ли мы создать какую-то другую Церковь, чтобы исправить положение?» Этот эксперимент уже был испробован, но провалился», – отвечает он. – «Только любовь и послушание нашему Господу Иисусу Христу могут продолжать показывать новый путь».
«Иисус сравнил Церковь с полем, засеянным пшеницей и сорняками, и также с рыболовной сетью, в которую попадает хорошая и плохая рыба. Поле всегда остается полем Бога, а сеть содержит улов Божий. В каждую эпоху были не только сорняки и плохая рыба, но и пшеница, и хорошая рыба. Необходимо чётко и в равной степени говорить и о том, и о другом: не давать ложных оправданий, а служить истине».
Фото: встреча Папы Франциска и Папы на покое Бенедикта XVI 28 июня 2018 г.
Источник: radiovaticana.cz
.