О молитве «Отче наш». Прости нас за наши ошибки
Катехеза Папы Франциска 10 апреля 2019 г.
(полный текст)
1 Иоанна 1, 8-9
Дорогие братья и сестры, добрый день!
С просьбой Бога о насущном хлебе молитва «Отче наш» переходит в область наших с Ним взаимоотношений. Иисус учит нас просить Отца: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6, 12). Так же, как нужен нам хлеб, нам нужно и прощение. Каждый день.
Христианин, который молится, прежде всего, просит Бога о прощении своих вин, значит своих грехов и тех неправильных поступков, которые он совершил. Это основа каждой молитвы. Даже если бы мы были совершенными людьми, даже если бы мы были чистыми и святыми, которые никогда не отступали от совершения добра, мы всегда останемся детьми, которые за всё обязаны Отцу. Знаете, какое самое опасное отношение в христианской жизни? Заносчивость. Самое опасное отношение в любой христианской жизни – заносчивость. Это позиция тех, кто стоит перед Богом, думая, что все его счеты в порядке. Заносчивость верует, что у нее всё в порядке. Подобно фарисею из притчи, который думает, что он молится, но на самом деле он лишь хвастается перед Богом: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк 18, 11). Это люди, которые считают себя совершенными и критикуют других, они высокомерны. Никто из нас не идеален, никто.
Мытарь, который стоял вдали – всеми презираемый грешник, который останавливается у порога храма и не чувствует себя достойным войти, – доверяется Божьему милосердию. Как же Иисус это прокомментирует? Он говорит: «Сей пошел оправданным в дом свой» (Лк 18, 14), то есть был прощен, ему было прощено, – он получил спасение. Почему? Потому что он не был заносчивым; потому что он признал свои ограничения и свои грехи.
Есть грехи, которых видно, а есть такие, которые не видны, – скрытые грехи. Есть грехи, бросающиеся в глаза, которые вызывают смятение, но есть и коварные, которые гнездятся в сердце, и мы не замечаем этого. Худший из них – это гордыня. Мы говорили о заносчивости, гордыня более или менее одинакова. Хуже всего та гордыня, которая может заразить людей, живущих интенсивной религиозной жизнью. В XVII веке, во времена янсенизма, был один известный женский монастырь, сестры в нём были совершенны, и о них говорили, что они ангельски чисты, но горды как демоны. Это мерзость. Такой грех вызывает раскол в обществе, внушает нам, что мы лучше, чем другие, и предположительно похожи на Бога.
Но мы все перед Богом грешники, и у нас есть причина бить себя в грудь, как тот мытарь в храме. Святой Иоанн в своем первом письме, как мы слышали, пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1, 8). Если ты хочешь утверждать, что у тебя нет греха, то обманываешь себя.
Прежде всего, мы – должники, потому что многое получили в своей жизни: жизнь, отца и мать, дружбу, чудеса творения… И хотя всем приходится пережить и трудные дни, мы должны постоянно помнить, что жизнь – это благодать, чудо, которое Бог создал из ничего.
Во-вторых, мы являемся должниками, потому что никто из нас – хотя мы и можем любить – не способен любить своими собственными силами. Мы можем любить истинной любовью только с милостью Божьей. Никто из нас не излучает наш собственный свет. То, что древние богословы называли «mysterium lunae», касается не только Церкви, но и жизни каждого из нас. Что значит «mysterium lunae»? Быть как луна, значит не иметь своего собственного свечения, но отражать солнечное. У нас нет собственного свечения, но то, что у нас есть, является отражением Божьей благодати, Божьего света. Если любишь, то это потому, что кто-то из твоего окружения улыбнулся тебе, когда ты был еще ребенком, и научил тебя отвечать улыбкой. Если ты любишь, то поэтому, что в тебе кто-то пробудил любовь и позволил понять, что в ней заключается цель жизни.
Попробуем послушать историю о человеке, который сделал ошибку, например, о каком-то заключенном, осужденном, наркомане… мы знаем много людей, которые совершили в жизни ошибку. Несмотря на ответственность, которая всегда является личной, попробуйте спросить, кого нужно обвинить за его проступок, есть ли это только его совесть или некая враждебность и пренебрежение.
И это секрет луны: мы любим потому, что нас любили; мы прощаем, потому что нам было прощено. И если кто-то не был просветлен солнечным светом, он замерзнет, как почва зимой.
Как не распознать в предшествующей цепи любви, присутствие любви Божьей? Никто из нас не любит Бога так, как Он возлюбил нас. Достаточно встать перед распятием, чтобы заметить эту диспропорцию! Он возлюбил нас и всегда любит первым.
Поэтому мы молимся: «Господи, даже самый святой из нас продолжает быть Твоим должником. Отче, помилуй нас всех!»
Источник: radiovaticana.cz
.