Ватикан. Шесть лет прошло с тех пор, как 13 марта 2013 года кардиналы избрали архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергогльо на престол Петра. Он стал первым Папой с американского континента, первым иезуитом на этом посту и первым Преемником Петра по имени Франциск.
Теперь давайте посмотрим на 2191 день Папы Франциска с иной точки зрения, чем обычно предлагают нам СМИ, а именно, через духовные акценты его понтификата.
Жизнь в вере означает встречу с Иисусом
В центре учения Папы Франциска стоит тайна встречи с Господом, Который является источником всей керигмы, провозглашения. Вера – это не идеология, но конкретная встреча с нашим Спасителем, которая ведет нас к встрече с другими людьми и преображает нашу жизнь. Из этой наполненной любовью встречи рождается желание нести Евангельскую радость всему миру. Именно лично пережитая сила любви Иисуса побуждает нас провозглашать радостную весть, адресованную всем. Иисус Христос любит тебя, отдал Свою жизнь, чтобы спасти тебя, и теперь живой стоит рядом с тобой, чтобы просветить, укрепить и освободить тебя (ср. Evangelii gaudium, 164).
Молитва: Бог – наш Отец, а мы – братья
Молитва, говорит Папа Франциск, является основой христианской жизни и по своей сути означает пребывание с Богом и доверие Ему как Отцу. Истинная молитва – это живые отношения, ежедневный опыт слушания и диалога, приносящий утешение и освобождение, но также и раздражение – это тоже молитва. Богу нравится, когда ты злишься и прямо говоришь Ему, что ты чувствуешь, потому что Он – Отец. Во время испытания, продолжает Папа Франциск, из нашего сердца может также хлынуть молитва вопрошающая: «Почему?» – крик из тьмы страстей, – потому что мы не можем приспособиться к глубине боли. Молиться тогда, значит понимать, что мы дети единственного Отца, Который не оставляет и ведет нас, чтобы мы поняли, что мы братья, и перешагнули свои ограничения. Молитва в этот момент значит: выходить навстречу другому, она содержит тайну любви, которая всегда в сознании Творца.
Святой Дух разрушает принятое воображение
Отличительной чертой этого понтификата является – побуждение позволить себе преобразиться Святым Духом. Жизнь христианина, как часто повторяет Папа Франциск, должна быть непрерывным обращением, ежедневным исходом, ведущим от своего «я» к «ты» другого человека, от закрытости к открытию, от защиты к принятию. Требование глубокого духовного обновления сталкивается с нашим сопротивлением оставить себя, меняться милосердной любовью, придерживаясь истины, воспринимаемой как аккуратный свод законов, не оставляя никакого места для сомнений. Но Папа Франциск любит подчеркивать, что Святой Дух застигает врасплох и удивляет нас, ведет вперед своей силой, дает возрастать вере из своей мудрости, но также и из сомнений. «Сомнения, в позитивном смысле, являются знамением того, что мы хотим лучше узнать Иисуса и тайну Его любви к нам». Святой Дух делает нас истинными евангелизаторами, не агентами какой-то секты, но носителями Истины, которая стала человеком, Истины, которая не навязывается, но освобождает.
Церковь открытых дверей
«Церковь – это таинство спасения, и поэтому, – говорит Папа, – она призвана всегда быть открытым домом Отца». Может случиться, что мы «ведем себя как инспекторы благодати, а не как ее посредники. Но Церковь – это не таможня, она отцовский дом, где есть место для каждого человека с его запутанной жизнью». «И врата таинств не должны только закрываться». Евхаристия это не премия для совершенных, но щедро раздаваемое лекарство и пища для слабых, провозглашает Папа Франциск. Из этого выходят и пастырские последствия, которые необходимо учитывать и с мужеством их предвидеть. Христианская община призвана действовать по примеру милосердного самаритянина: склоняться к раненым и тем, кто был брошен у обочины дороги. Важно не закрывать Иисуса в храмах: так как Он стучит в двери, чтобы выйти и нести жизнь.
Непрерывное духовное обновление
Церковь призвана к постоянному обновлению, чтобы становиться всё более верной Христу. Это внутренняя динамика ведения Святым Духом, Который дает лучшее понимание истин веры и способствует росту остроумия веры – так характеризирует Папа развитие доктрины, которую критикуют, но которая за две тысячи лет истории продвинулась на много шагов, которые сегодня считаются само собой разумеющимися. Опасно абсолютизировать определенный исторический момент и упускать из виду перспективу пути. Церковь, подчеркивает Папа, очищается в испытаниях, включая нынешний скандал из-за злоупотреблений в рядах духовенства. Церковь должна быть бедной для бедных, должна служить и идти вместе с духовенством, монахами и мирянами, и воздерживаться от искушений клерикализмом. До злоупотреблений дошло там, где мирское извращение некоторых Богу посвященных заменило силу спасения, дающую жизнь, хищной рукой, которая грабит и уничтожает. Следуя той же логике, Папа призывает пастырей, чтобы они не жили как князья, но разделяли радости и надежды своих общин, зная, что мы – «народ», который Бог сделал «Своим народом».
Истинная вера ведет на распутье
Папа Франциск поставил на распутье многое из нашего христианства. Подобно, как Иисус дразнил тех, кто казался близким: книжников и фарисеев, и строил мосты к дальним. Он часто выбирает сильные и яркие выражения, провоцирующие к принятию позиций, которые могут привести к размышлениям над собой и исправлению или же, к отвержению и возмущению: «Вера, которая не приводит нас к кризису, – это вера в кризисе», – говорит Франциск. Если вера не дает нам роста, эта вера должна еще вырасти. Если вера не задает нам вопросы, мы должны задавать вопросы о нашей вере. Вера, которая не возрождает – это вера, которую следует возродить. Вера, которая не потрясает нас, – это вера, которую должно встряхнуть. Потому что Бог, Который стал человеком, умер за нас на кресте и встал из мертвых, не может не потрясать. Для фарисеев в вере было всё ясно, они обладали ею, как обладают предметом и относились к ней таким образом, чтобы сохранить уверенность в своей власти. Они смогли «обмануть» Бога. Но Иисус призывает нас следовать за Ним Его путями, которые не являются нашими путями. Язык Папы иногда может звучать жестко, иногда может не нравиться, но он хочет поощрить нас к постоянному свежему мышлению о вере, которая должна защитить нас от соблазна тех, кто считает себя «близкими», от лицемерия.
Любовь предшествует всему
Основа христианства – милосердная любовь. Мы можем провозглашать миру величайшие истины веры, жертвовать жизнью, творить чудеса и изгонять бесов, но без любви мы ничто. Любовь это не абстракция. Франциск без устали напоминает нам, что в конце нашей жизни нас будут судить по очень конкретным делам. Он часто цитирует 25 главу Евангелия от Матфея: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». За это постоянное напоминание о бедных, мигрантах и страдающих всех видов, Папу иногда не понимают и несправедливо обвиняют в более высоком внимании к социальным аспектам, чем к трансцендентным. Но его призыв имеет глубокую эсхатологическую структуру, ссылаясь на Последний Суд. В конце жизни нас будет судить наша конкретная любовь. Если мы не узнаем Христа в лице бедного, мы не узнаем Его, даже если будем стоять перед Ним.
Святость – это милосердие каждого дня
Это время милосердия. Следующей чертой Франциска, не всегда хорошо понимаемой, является акцент на милосердии, иногда интерпретируемый как релятивистская доброта. Божие милосердие безгранично, повторяет Папа, но если мы его не принимаем, то получаем так называемый Божий гнев. Ад – это отвержение Божьей любви. Всемогущий останавливается только перед одним – перед нашей свободой. Поэтому Папа ставит различия между грешниками и теми, кто коррумпирован грехом. Мы все – грешники, говорит Франциск, и включает себя в их число, но коррумпированные, – это те, кто считает себя праведниками и не хочет принять Божье прощение. Святые – это те, кто в своей слабости принимает Божье милосердие и несет его другим.
Христианин в мире, но не от мира
Папа Франциск видит христианина как человека, вовлеченного в мир, но смотрящего на мир согласно логике Бога. Призыв «Да придет Царствие Твое» побуждает нас к работе для этой страны, чтобы уже здесь начиналось Царство Божьей любви. Христианин это не тот, кто закрывается в своих внутренних религиозных представлениях, но тот, кто присоединяет свои руки к работе по построению мира, справедливости и братства в обществе. С этой позиции Папа обвиняет купцов смерти, зарабатывающих на войнах, экономику, убивающую и уничтожающую самых слабых, выступает против идеологии колонизации, которая, под видом помощи, продвигает такие идеологии, как гендер, и схожие с ним, нападающие на жизнь, семью, свободу, образование и совесть. Франциск написал энциклику, посвященную заботе о творении, не потому, что он был «зеленым папой», как его называют некоторые, а потому, что забота об общем доме означает хорошее управление тем, что Бог доверил нам, для пользы всех. Безжалостность к окружающей среде, в которой мы живем, делает богатых еще богаче, а бедных – еще беднее, не говоря уже об ущербе для следующих поколений. Папа Франциск призывает христиан не сдаваться чуждому миру, а по-христиански привлекать всех к делам мира.
Помощь Марии в борьбе с дьяволом
Франциск часто упоминает дьявола. Он не стыдится говорить о вещах, которые многие считают пережитком средневековья. «Дьявол существует и в XXI веке», – сказал Папа. За злом, совершённым человеком, стоит сатана. Папа говорит это не для того, чтобы уменьшить человеческую ответственность, но чтобы напомнить, что самая величайшая борьба ведется на духовном уровне. Дьявол – это тот, кто разделяет, он хочет отделить нас от Бога и от братьев, разделить народы, общины, семьи и Церковь. Он – враг: лжет, обвиняет, убивает. Франциск в этой духовной борьбе против зла всегда направляет нас к Марии. Он вверяет себя Богородице, как в начале каждого своего международного путешествия перед изображением «Salus Populi Romani». Папа Франциск призывает верующих каждый день молиться розарием и просить Марию и святого архангела Михаила защитить Церковь от нападок дьявола. Розарий, признаёт он, его любимая молитва. Франциск призывает нас к доверию силе молитвы и в конце каждого своего обращения повторяет: «Пожалуйста, не забывайте молиться и за меня». А иногда он добавляет: «Мне это нужно!»
Подготовлено Серджио Чентофанти
(RV/cz)
.