О молитве «Отче наш». Да придет Царствие Твое
Катехеза Папы Франциска 6 марта 2019 г.
(полный текст)
Евангелие от Матфея 13, 31-32
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Мы молимся «Отче наш» и обращаемся к Богу со второй просьбой: «Да придет Царствие Твое» (Мф 6, 10). После просьбы, чтобы святилось имя Бога, верующий выражает желание ускорить пришествие Божьего Царства. Это желание исходит из самого сердца Иисуса, когда Он начинает Свою проповедь в Галилее воззванием: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15).
Эти слова не угроза, а, наоборот, радостная весть, послание радости. Иисус не хочет принуждать людей к обращению внушением страха перед предстоящим Божьим судом или чувством вины за зло. Напротив, Он приносит радостную весть спасения, основываясь на которой призывает к обращению. Каждый призван уверовать в это «Евангелие», что верховенство Бога приблизилось к Своим детям. Эту благодать провозглашает Иисус, Он говорит, что Бог-отец любит нас, находится рядом и учит нас идти по пути святости.
Признаки пришествия этого Царства разнообразны и все положительны. Иисус начинает Свою публичною деятельность заботой о больных телом и духом, о тех, кто был социально изолирован, например, о прокаженных, о грешниках, в том числе и о тех, кто был еще большим грешником, чем другие, но притворялся, праведным. Иисус говорит им: «Лицемеры». Сам Он упоминает о знамениях Царства Божьего: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф 11, 5).
«Да придет Царствие Твое!» – повторяет христианин, который молится «Отче наш». Иисус пришел, но мир всё еще отмечен грехом, в котором живут многие люди, которые не примиряются, страдают от войн и различных форм эксплуатации, например, от торговли детьми. Все эти факты свидетельствуют о том, что победа Христа еще не осуществлена полностью. Многие мужчины и женщины до сих пор живут с закрытым сердцем. Особенно в таких ситуациях христианин обращается к Господу со второй просьбой «Отче наш»: «Да придет Царствие Твое!». Как будто мы говорили: «Отец, Ты нам нужен! Иисус, мы нуждаемся в Тебе, нуждаемся, чтобы Ты был Господом среди нас везде и всегда! Да придет Царствие Твое».
Иногда мы задаем себе вопрос, почему это Царство наступает так медленно? Иисус любит говорить о Своей победе в притчах. Например, Он говорит, что Царство Божье напоминает поле, на котором растут пшеница и сорняки. Ошибкой было бы спешить что-то делать и вырывать из мира то, что мы считаем сорняком. Бог не такой как мы. Силой это Царство в мир не приходит. Стиль его распространения – это мягкость (ср. Mф 13, 24-30).
Царство Божие действительно обладает великой силой, величайшей из существующих, но не в соответствии светским критериям; поэтому кажется, что оно никогда не привлечет абсолютное большинство. Оно как закваска для теста (ср. Мф 13, 33). Или как горчичное зерно: крошечное, почти невидимое, но имеет в себе взрывную врожденную силу, так что когда вырастет, станет больше, чем любое другое садовое растение (ср. Мф 13, 31-32).
В «природе» Царства Божьего отражается история жизни Иисуса. И Он также был для Своих современников простым знамением и почти неизвестным для историков. Он Сам определил Себя как «пшеничное зерно», которое умрет в земле, но сможет принести обильные плоды только таким образом (ср. Иоанна 12,24). Символ зерна красноречив. В определенный день крестьянин сеет его (действие, напоминающее похороны), а затем «и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (ср. Мк 4, 27). Прорастающее семя – это работа Бога, а не человека, который его посеял (ср. Мк 4, 27). Бог всегда предшествует нам, Бог всегда нас удивляет. Благодаря Ему после ночи Страстной пятницы наступает утро Воскресения, способное просветить надеждой весь мир.
«Да придет Царствие Твое!» Будем сеять это слово среди своих грехов и своих неудач. Будем раздавать его людям, угнетенным жизнью; тем, кто испытал больше ненависти, чем любви; тем, кто напрасно потратил время. Дадим его тем, кто боролся за праведность, всем мученикам истории и тем, кто пришел к выводу, что боролся ни за что, и что в этом мире всегда господствует зло. Тогда мы услышим ответ на молитву «Отче наш». Он будет многократно повторять слова надежды, которыми Дух запечатал всё Священное Писание: «Да, Я скоро приду!» – и это скажет Господа. «Приду скоро». Аминь. И Церковь Господа ответит: «Гряди, Господи Иисусе!» (ср. Откр 22, 20). «Да придет Царствие Твое» – это как сказать: «Гряди, Господи Иисусе!». И Иисус приходит, во все дни. Доверимся этому. И когда будем молиться «Отче наш», будем повторять: «Да придет Царствие Твое», чтобы мы могли слышать в сердце: «Да, да, Я приду и приду скоро».
Источник: radiovaticana.cz
.