О молитве «Отче наш». Да святится имя Твое
Катехеза Папы Франциска 27 февраля 2019 г.
(полный текст)
Иезекииля 36, 22а. 23
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Кажется, что зима уходит, поэтому мы вернулись на площадь. Добро пожаловать на площадь! В нашем цикле повторного открытия молитвы «Отче наш» мы углубляем сегодня первое из семи призывов, которые гласят: «да святится имя Твое». Молитва «Отче наш» состоит из семи просьб, которые можно легко разделить на две подгруппы. Первые три просьбы сосредоточены на «Ты», Боге-Отце, остальные четыре – на «мы» и наших человеческих потребностях.
В первом разделе просьб Иисус вводит нас в Свои желания, которые все обращены к Отцу: «Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя»; во втором – Он входит в нас и истолковывает наши нужды: хлеб наш насущный, прощение грехов, помощь в искушении и освобождение от зла.
Это основа каждой христианской молитвы, и я бы сказал, что и каждой человеческой молитвы, которую, с одной стороны, всегда формирует созерцание Бога, Его тайна, красоты и добра, а с другой – искренняя и смелая просьба о том, что нам нужно для жизни, хорошей жизни. «Отче наш» в своей простоте и содержательности, воспитывает того, кто молится, чтобы он не искал пустых слов, потому что, как говорит Иисус, «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6, 8).
Когда мы говорим с Богом, мы не делаем этого для того, чтобы открыть Ему то, что мы имеем в сердце. Это Он знает лучше, чем мы! Бог для нас тайна, но не мы для Него (ср. Пс 139[138], 1-4). Бог подобен маме, которая знает всё о своих детях, только взглянув на них: счастливы они или грустны, искренни или что-то скрывают.
Первым шагом христианской молитвы является отдача себя самих Богу, Его провидению. Как будто мы говорим: «Господь, Ты всё знаешь, Тебе не нужно, чтобы я объяснял свою боль, только прошу, чтобы Ты был здесь со мной: Ты – моя надежда». Интересно отметить, что Иисус в нагорной проповеди, сразу после того, когда дал нам молитву «Отче наш», побуждает нас, не заботиться и не беспокоиться о вещах. Это выглядит как противоречие: сначала Он нас учит просить хлеб насущный, а потом говорит: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф 6, 31). Противоречие, однако, только кажущееся. Просьбы христианина выражают доверие к Отцу, и именно это доверие ведет нас, чтобы мы просили о том, что нам нужно, не беспокоясь и не волнуясь.
Почему мы просим: «Да святится имя Твое». В этой первой просьбе – «Да святится имя Твое» – чувствуется восхищение Иисуса красотой Отца, а также величие и мечта, чтобы Его узнали и любили все, по причине того, кем Он на самом деле является. В то же время это просьба, чтобы Его имя было священно для нас, для наших семей, для наших общин, для всего мира. Бог освящает нас и преображает Своей любовью, и мы своим свидетельством являем Божью святость в мире и представляем Его имя. Бог свят, но если мы, если наша жизнь не свята, это огромная непоследовательность! Божья святость должна отражаться в наших делах, в нашей жизни. Я – христианин. Бог свят, а я делаю так много ошибок?
Божья святость – это расширяющаяся сила, и мы просим, чтобы она немедленно разрушила барьеры нашего мира. Первое на ком отражаются последствия проповеди Иисуса это зло, которое поражает человека. Злые духи умоляют: «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк 1, 24). Никогда еще не было такой святости, которая не заботилась бы о себе, но она распространяется на всех. Святость Иисуса – распространяется концентрическими кругами, как когда камень падает в стоячую воду. Дни зла сочтены, зло не вечно, зло больше не может причинить нам вред: пришел силач, который проник в его дом (ср. Мк 3, 23-27). И этим силачом является Иисус, Который и нам дает силу, чтобы мы проникли в дом у себя внутри.
Молитва побеждает каждое переживание. Отец любит нас, Сын поднимает Свои руки и прикладывает их к нашим, Дух невидимо работает над искуплением мира. А мы? Мы больше не дрожим от неуверенности. Мы уверены в том, что Бог любит нас. Иисус отдал Свою жизнь за нас. И в нас Дух Святой. Это огромная уверенность. А зло? Зло этого боится. И это красиво.
Источник: radiovaticana.cz
.