1. Официальный прием в Абу-Даби, встреча с наследным принцем шейхом Зайедом Аль Нахайяном и посещение мечети Шейх Зайда (Zajida), крупнейшего сооружения такого рода в мире.
2. «Человеческое братство от нас, религиозных лидеров, требует лишить слово «война» любого рода одобрения», – сказал Папа на межконфессиональном конгрессе.
3. Общий документ о человеческом братстве, подписанный высшим суннитским религиозным авторитетом, главным имамом Аль Таиба и римским епископом Франциском.
В воскресенье вечером началась 27-ая Апостольская поездка Папы Франциска, на этот раз в столицу Объединенных Арабских Эмиратов под францисканским девизом «Сделай меня инструментом Твоего мира», который сегодня на первых полосах цитирует большинство ежедневных газет («Gulf News», «Khaleey Times»). Папа Франциск первый в истории Понтифик, прибывший в Персидский залив. Преемник Петра посетил эту страну, чтобы принять участие в межконфессиональной конференции и поддержать местную католическую общину, через восемь веков после встречи св. Франциска Ассизского с султаном Аль Маликом Аль Камилем.
1. «Мы самые счастливые люди на земле, потому что вы здесь», приветствовал в аэропорту римского гостя наследный коронный принц Эмиратов шейх Зайед Аль Нахайян. Вместе с ним Папу приветствовал верховный имам египетского университета Аль-Азхар, Ахмед Аль Таджиб, который встречается с Папой Франциском уже в пятый раз и сопровождает во время всего его пребывания. Понтифик был размещен в правительственной резиденции Мушриф Палац, поскольку в Абу-Даби нет папского представительства, а Апостольский Нунций приезжает сюда из Кувейта. Официальное публичное приветствие делегации Ватикана состоялось в понедельник в полдень в недавно завершенном (2017 г.) Президентском Дворце, огромном комплексе белоснежных зданий, над которым возносится 70 куполов. Папа Франциск поприветствовал ряд представителей федерального государства, а затем в течение двадцати минут беседовал с наследным принцем.
Послеобеденная программа началась с посещения большой мечети Шейх Зайда, одной из крупнейших мечетей в мире, названной в честь основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов, чье тело покоится в соседнем мавзолее. Мечеть может вместить до сорока тысяч человек, помимо монументальности или использованию дорогостоящих материалов и украшений характеризуется несколькими мировыми рекордами, начиная от самого большого в мире ковра до гигантской люстры из настоящего золота и хрусталя. Однако в архитектурном комплексе мы также находим библиотечный и культурный центр, предлагающий образовательные и туристические программы. Папу Франциска ожидали в мечети три министра Эмиратов: иностранных дел, культуры и толерантности (это недавно созданное министерство в рамках Года толерантности, который в этом году объявили Эмираты). Епископ Рима в мечети в течение получаса беседовал с Советом старейшин, независимой мусульманской организацией, существующей в Абу-Даби, а затем отправился к мемориалу основателя, описывающего жизнь и наследие покойного шейка Зайды.
В этом месте с воскресенья проходит межконфессиональный конгресс посвященный братству, в нём принимают участие около 700 приглашенных деятелей разных конфессий. Конференция посвящена трем темам: «Принципы межличностного братства», «Общая ответственность за достижение межличностного братства» и «Межличностное братство как вызов и возможность». В понедельник на ее программу, которую открыл коронный принц Эмиратов, вице-президент и премьер, Мохаммед бин Рашин Аль Мактум, и главный имам Аль Азхар, были приглашены представители принимающего государства, так как Папа Франциск по причине краткосрочного визита не смог поприветствовать их отдельно. Присутствовал и Дипломатический корпус при Объединенных Арабских Эмиратах. Среди участников был также президент Египта Аль Сиси, маронитский Патриарх Бешар Раи и другие высокопоставленные государственные и религиозные лидеры из разных стран Ближнего Востока.
2. Преемник Петра в своей речи вышел за пределы логотипа Апостольского визита – голубя с оливковой ветвью, который является ссылкой на историю Потопа и Спасения, присутствующего в различных религиозных традициях. «Сегодня во имя Бога и для сохранения мира нам нужно так же вместе, как единая семья, войти в ковчег братства, который может устоять в штормах мира», – подчеркнул Папа.
«Отправной точкой является признание того, что Бог является создателем единственной человеческой семьи. (...) Невозможно чтить Творца без заботы о священности каждого человека и каждой человеческой жизни. Каждый одинаково ценен в глазах Бога. Он не смотрит на человеческую семью с различием, которое исключает, но с великодушием, которое объединяет. Поэтому дать каждому человеку одинаковое право – значит, славить имя Бога на земле. Во имя Бога-Создателя необходимо без каких-либо колебаний осуждать любую форму насилия, поскольку это серозная профанация имени Бога, если оно используется для оправдания ненависти и насилия против брата. Нет насилия, которое могло бы быть религиозно оправданным.
Врагом братства является индивидуализм, проявляющийся в стремлении возвышать себя и свою группу над другими. Это ловушка, которая угрожает всем аспектам жизни, даже той, самой возвышенной и врожденной человеческой привилегии – открытости к трансцендентности и религиозности. Истинная религиозность заключается в любви к Богу всем сердцем и к ближнему, как к самому себе. Поэтому религиозные действия постоянно нуждается в очищении от возникающего искушения смотреть на других как на врагов и противников. Каждое вероучение призвано преодолеть противоречия между друзьями и врагами, чтобы овладеть небесной перспективой, которая воспринимает людей без привилегий и дискриминации.
Поэтому я рад оценить приверженность этой страны к терпимости, гарантии свободы религиозного культа и отрицанию экстремизма и ненависти. Если поощряется фундаментальная свобода исповедования собственного кредо, являющегося внутренним требованием для реализации человека, в то же время ограждается, чтобы религия не использовалась с другой целью, то это снижает риск, что разрешение на насилие и терроризм заставит отречься от себя самого.
Братство, безусловно, «также включает в себя множественность и разнообразие, которые есть у братьев и сестер, даже если они связаны с их рождением и имеют одинаковую природу и достоинство» (Послание к Всемирному дню мира 2015, 2). Это означает религиозное многообразие. Правильное отношение в этом контексте не является насильственным единообразием или примирительным синкретизмом. Как верующие, мы призваны стремиться к одинаковому достоинству для всех во имя Милосердного, Который нас создал, и во имя Которого нам нужно искать композицию контрастов и братства в разнообразии. Я хотел бы подчеркнуть здесь убежденность Католической Церкви: «Но мы не можем обратиться в молитве к Богу, Отцу всех, если мы отказываемся вести себя по-братски по отношению к некоторым людям, созданным по образу Божьему» (Nostra aetate, 5)».
После размышления о природе братства Папа Франциск говорил о том, как это отношение воплощать в человеческой семье, и каков вклад религии. «Как и в каждой семье, – отметил он, – это делается посредством ежедневного диалога. Бог дал вам собственную идентичность, от которой не нужно отрекаться, чтобы понравится другому».
«В то же время, однако, Он призывает к мужеству принятия многообразия, что подразумевает полное признание другого и его свободы и последующее обязательство обеспечить, чтобы его основные права всегда и везде уважались». Без свободы невозможно быть детьми человеческой семьи – только рабами. Я хочу подчеркнуть религиозную свободу. Она не ограничивается только свободой культа, но она видит в другом того же брата, сына того же человечества, которому Бог дает свободу, и поэтому его ни одно учреждение не должно ни к чему принуждать во имя Бога. Смелость по отношению к различиям – это душа диалога, основанного на искренности намерений. Диалогу вредит лицемерие, из-за которого возникает отчуждение и подозрение. Невозможно проповедовать братство, а затем противоречить ему».
Предупредил Папа словами, которые между строк коснулись низкого статуса многих иностранных рабочих в Объединенных Арабских Эмиратах, которые не являются полноправными гражданами. Затем Епископ Рима указал на роль молитвы, которая укрепляет братство, когда совершается сердцем. Она является первым шагом в межрелигиозном диалоге, подчеркнул Папа Франциск и возвратился к первоначальному образу голубя. Как и он, мировое будущее несется на двух крыльях – образовании и справедливости.
«Образование, что по-латыни означает вырвать, поднять, вывести – это открыть ценные интеллектуальные ресурсы. Нужно сказать, что в этой стране инвестируется не только в добычу природных ресурсов, но и в ресурсы сердца и в образование молодежи. Это усилие, которое, я верю, будет продолжаться и расширяться в других местах. Воспитание происходит во взаимоотношениях. Известное изречение «Познай самого себя» мы должны дополнить другим, которое гласит: «Познай брата» – его историю, культуру и веру – потому что нет истинного познания себя без познания другого. (...) Инвестиции в культуру ведут к уменьшению ненависти, росту цивилизации и процветанию».
«Справедливость – это второе крыло мира, – продолжил Папа Франциск, – и поэтому невозможно верить в Бога и не стараться применять справедливость ко всем. Справедливость также тесно связана с миром, согласно высказыванию пророка Исаии: «Справедливость сотворит мир» (Ис 32, 17)».
«Мир умирает, если отделяется от справедливости, но справедливость ложна, если она не универсальна. Справедливость только для родственников, соотечественников и единоверцев – это хромающая справедливость, притворная справедливость. Религия также имеет задачу напоминать, что жадность к прибыли делает сердце инертным, и что действующие рыночные законы, требующие всего и сразу, не помогают встречам, диалогу, семье и важным аспектам жизни, которые требуют времени и терпения. Пусть религия будет голосом братьев, а не статистики; пусть она встанет на сторону бедных; охраняет братство во тьме конфликтов и зорко предупреждает человечество, чтобы оно не закрывало глаза перед несправедливостью и никогда не закрывалось от многочисленных даров мира», – напомнил Папа Франциск на межконфессиональной конференции. В конце своей речи он был вдохновлен изображением пустыни, которая окружает сияние мегаполисов Эмиратов. «Это некогда негостеприимное место сейчас процветает и обеспечивает работу людям разных национальностей, но постоянное процветание это не гарантирует», – отметил Епископ Рима.
«Врагом братства является индивидуализм, а препятствием на пути развития – равнодушие, которое превращает цветущие луга в пустынные равнины. Чисто утилитарное развитие не допустит реального и устойчивого прогресса. Только целостное и последовательное развитие предлагает будущее достойное человека. Безразличие мешает видеть за прибылью человеческое сообщество и брата за работой, которую он делает. Безразличие не смотрит в завтрашний день, не заботится о будущем творения, не гарантирует достоинства пришельца и будущего детям».
Папа Франциск закончил призывом, адресованным другим странам Аравийского полуострова, затем, он оценил уважение, толерантность и свободу религиозного культа в Арабских Эмиратах.
«Я хотел бы, чтобы не только здесь, но и во всём регионе Ближнего Востока были конкретные возможности для встреч; в обществах, где люди разных религий имели бы одинаковое право на гражданство, и где бы в праве на существование было бы отказано только любой форме насилия.
Братское сосуществование, основанное на воспитании и справедливости; человеческое развитие, основанное на доброжелательном отношении и правах каждого человека, – это семена мира, которым религии призваны дать вырасти. Это на них в этих деликатных исторических обстоятельствах лежит задача, которая не терпит отлагательства, – помочь в демилитаризации человеческого сердца. Стремление к оружию, расширение сфер собственного влияния и агрессивная политика за счет других никогда не принесет стабильности. Война не может создать ничего, кроме бедности, оружие – ничего другого, кроме смерти!
Человеческое братство от нас, религиозных лидеров, требует лишить слово «война» любого рода одобрения. Вернем ему его бедную жестокость. Мы имеем перед глазами печальные последствия войны. Я думаю особенно о Йемене, Сирии, Ираке и Ливии. Вступим, братья, в единую человеческую семью против логики вооруженной власти, против монетизации отношений, вооружении границ, строительства стен, замалчивания бедности – этому всему противостоите тонкой силой молитвы и ежедневным усилием в диалоге».
3. Незадолго до своего выступления Папа Франциск и главный имам Алмы Азара Аль Таиб подписали совместный документ о человеческом братстве, озаглавленный «За мир и совместное сосуществование», который в отношениях между христианством и исламом представляет собой значительную историческую веху, если речь идет о признание религиозной свободы и отказе от любого религиозного оправдания насилия и войны. Этот документ содержит подробный анализ сосуществования человека, а также конкретные показатели его культивирования. Папа в своем выступлении на конгрессе процитировал три отрывка:
«Никто не может намеренно использовать религию для разжигания ненависти, насилия, экстремизма и слепого фанатизма ... [или] использовать имя Бога для оправдания убийства, изгнания, терроризма и угнетения».
«Свобода – это право каждого человека: каждый наслаждается свободой религии, мышления, выражения и действия. Плюрализм и разнообразие религий, цвета кожи, пола, расы и языка являются выражением мудрости божественной воли, с помощью которой Бог сотворил людей. Эта Божественная Мудрость является источником, из которого вытекает право на свободу религии и свободу индивидуальности».
«Справедливость, основанная на милосердии, – это путь, которым необходимо идти для достижения достойной жизни, на которую имеет право каждый человек».
Межконфессиональная встреча закончилась в первый день визита Папы в Абу-Даби. Во вторник Понтифик отслужит Святую Мессу на стадионе, где разместятся около 100 000 человек. В самих Эмиратах проживает около миллиона католиков.
Источник: radiovaticana.cz
.