Катехеза Папы Франциска – полный текст
Из заповедей. Новый Завет во Христе и желания по Духу
Катехеза Папы Франциска, 28 ноября 2018 г.
Галатам 5, 16-17, 22-23
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В сегодняшней катехезе, которая завершает цикл о Десяти Заповедях, желания мы можем назвать ключевой темой, это поможет нам в свете полного откровения во Христе повторить и подвести итоги отдельных этапов этого цикла.
Мы начали с благодарности в качестве основы отношений доверия и послушания. Бог, как мы видели, раньше ничего не просил, наоборот Он дал гораздо больше. Он призывает нас быть послушными, чтобы избавить от обмана идолов, которые имеют великую власть над нами. Поиск самореализации у идолов этого мира опустошает нас и порабощает, тогда как отношения с Тем, Кто Своим отцовством делает из нас сынов во Христе (ср. Еф 3, 14-16), добавляют величие. Он включает в себя благословение и освобождение, истинный и подлинный отдых. Как говорится в Псалме: «Только в Боге успокаивается душа моя, мое спасение от Него» (Исх 62, 2).
Эта освобожденная жизнь является приветливым принятием нашей личной истории, примиряет нас с тем, что мы испытывали с детства, и дает нам зрелость и способность придавать надлежащий вес фактам и людям в нашей жизни. Таким образом, мы устанавливаем отношения с ближним, которые – от любви Бога, продемонстрированной в Иисусе Христе, – становятся призывом к верности, щедрости и подлинности.
Для такой жизни – то есть в красоте верности, щедрости и подлинности, – нам нужно новое сердце, в котором обитает Святой Дух (см. Иез 11, 19; 36, 26). Задаю себе вопрос: «Как же происходит эта «пересадка» нового сердца?» Даром новых желаний (ср. Рим 8, 6), которые посеяны в нас по благодати Божьей, особенно Десятью Заповедями, которые Иисус наполнил, как Он Сам учит в «нагорной проповеди» (см. Мф 5, 17-48). Медитацией о жизни, описанной в Десяти Заповедях – это означает о жизни вечной, свободной, подлинной, доброжелательной, зрелой, заботливой и любящих жизнь верную, великодушную и искреннюю. Так, почти незаметно, мы окажемся перед Христом. Десять Заповедей – это Его «рентген», изображающий Его как фотографический негатив, показывающий Его лицо как святейшую [Туринскую] Плащаницу. И этим образом Святой Дух придает нашему сердцу плодовитость, давая ему желания, которые являются Его даром, – желания Духа. Иметь желания по Духу, желать в ритме Духа, желать музыкой Духа.
Смотря на Христа, мы видим красоту, доброту и правду. И Дух рождает жизнь, которая сопровождает Его желания, она воспламеняет в нас надежду, веру и любовь.
Это означает, что Господь Иисус не пришел, чтобы упразднить Закон, но исполнить, дать рост, потому что Закон в соответствии с телом был списком правил и запретов, но тот же Закон по Духу становится жизнью (ср. Ин 6, 33; Еф 2, 15 ). Потому что это уже не норма, но само тело Христа, Который любит нас, ищет нас, прощает нас, утешает нас и дает нам в Своем Теле общение с Отцом, которое мы потеряли из-за непослушания и греха. Таким образом, буквальное отрицание, выраженное в заповедях отрицательного – «Не укради», «Не убей», – превращает в позитивное отношение: любить всем сердцем, оказывать предпочтение другим, сеять самые позитивные желания. Это полнота Закона, который принес нам Иисус.
Во Христе и только в Нём Десять Заповедей перестают быть осуждением (ср. Рим 8, 1) и становятся подлинной человеческой жизнью, то есть желанием любви – здесь рождается желание добра, делание добра, желание радости, желание мира, великодушия, доброты, верности, тихости и воздержания. С этих негативов осуществляется переход к согласию, позитивному отношению сердца, которое открывается силой Святого Духа.
Для этого служит поиск Христа в Десяти Заповедях: это дает нашему сердцу плодовитость, чтобы оно рождало любовь и было открыто к действию Бога. Когда человек встречает желание жить согласно Христу, он открывает дверь для спасения, чего может достичь, потому что Бог Отец великодушен и, как говорит Катехизис, «жаждет, чтобы мы жаждали Его» (KKЦ, 2560).
Неправильные желания разрушают человека (Мф 15, 18-20), Дух в наши сердца вкладывает святые желания, которые являются зародышем новой жизни (ср. 1 Ин 3, 9). Новая жизнь не является титаническим стремлением сохранить норму, но сам Дух Божий, который ведет нас с самого начала к своим плодам в блаженном согласии между нашей радостью от того, что мы любимыми, и Его радостью от того, что Он любит нас. Встречаются две радости: радость Бога, от того, что Он любит нас, и наша радость от того, что мы любимы.
Эти Десять Заповедей даны нам, христианам, чтобы мы размышляли о Христе, открылись Ему, получили Его сердце, Его желания, получили Его Святого Духа.
Источник: radiovaticana.cz
.