Ватикан. Папа Франциск написал письмо, которое будет опубликовано в качестве предисловия к книге Стивена Уолфорда, католического публициста, посвященной учению увещевания «Amoris laetitia».
«Апостольское постсинодальное увещевание не является справочником», – отметил Папа. «Если оно не читается полностью и в том порядке, в котором было написано, его понимание обязательно будет искажено».
Письмо Папы Франциска во вторник 21 августа опубликовало иезуитское периодическое издание «Civiltá Cattolica». Оно датировано 1 августа прошлого года, и в его введении Епископ Рима вспоминает предыдущий визит Уолфорда в дом Святой Марфы (27.07.2017), куда британский учитель, пианист и публицист пришел со всей семьей – женой Павлой и пятью детьми. «Именно так появилось «Amoris laetitia». Спасибо вам!», – пишет Папа и сообщает автору, что он начинает читать одну из его книг. Уолфорд, живущий в Саутгемптоне, опубликовал две работы, затрагивающие эсхатологические и мариинские темы (Heralds of the Second Coming: Our Lady, the Divine Mercy, and the Popes of the Marian Era from Bl Pius IX to Benedict XVI; Communion of Saints: The Unity of Divine Love in the Mystical Body of Christ).
Папа в своем письме благосклонно реагирует на просьбу публициста написать короткое размышление об увещевании «Amoris laetitia», однако, уточняет, что «хотя и рад ответить, но будет лучше, выразить то, что на сердце, не отвечая на заданные вопросы». Франциск отмечает, что увещевание «Радость любви» является «результатом длительного процесса церкви, в который вошли два Синода епископов, где посредством епископских конференций, а также путем консультаций с местными церквями, в которых участвовали институты посвященной жизни, Католические университеты, ассоциации мирян и другие институции, вся церковь молилась, рассматривала, а затем просто предоставила свои выводы», – напоминает Папа.
«Одна из вещей, которая меня в этом процессе больше всего затронула, – продолжает Папа Франциск, – это желание искать волю Бога, чтобы наилучшим образом служить Церкви. Это было сделано путем размышлений, обмена мнениями, молитвой и распознанием. Конечно, проявилась и напряженность, но Дух Святой преобладал. Когда человек был этому свидетелем, это принесло ему духовную радость», – признался Папа и подчеркнул, что «Увещевание «Amoris laetitia» – единое целое». «То есть, – поясняет он далее, – нужно прочитать его полностью, от начала до конца, чтобы понять это послание, потому что именно так мы можем понять развитие богословской рефлексии и способ, каким решаются проблемы. Оно не может рассматриваться как руководство в различных проблемах. Если увещевание не читается целиком и в том порядке, в котором было написано, оно не может быть понято, и его смысл будет искажен».
Далее в своем письме британскому публицисту Папа Франциск напоминает о «герменевтике последовательности» (формулировка Бенедикта XVI, используемая Папой на покое в интерпретации учения II Ватиканского собора). Именно с этой точки зрения устойчивого развития церковной доктрины, а не отрывка, необходимо смотреть на вопросы, обсуждаемые в постсинодальном апостольском обращении, которые являются не более чем «актуальными и конкретными проблемами, касающимися семьи в современном мире, воспитания детей, подготовки к браку, семьи в трудных ситуациях и т. д.». Эти вопросы преподнесены на основе герменевтики, вытекающей из всего документа, и являющейся герменевтикой церковной доктрины, характеризующейся непрерывностью, развивающейся и созревающей».
В этой связи Святейший Отец добавляет: «В своем письме вы справедливо упоминаете св. Винсента Леринского (Commonitorium Primum), который говорит о доктрине христианской религии о том, что она «со временем должна развиваться и с возрастом расти до высоты» (ut annis scilicet consolidetur, dilatetur tempore, sublimetur aetate). Что касается проблем связанных с этическими ситуациями, это следует из классической доктрины св. Фомы Аквинского», – объясняет Папа Франциск в конце письма, которое станет предисловием к книге «Папа Франциск, семья и развод. В защиту правды и милосердия», которая скоро попадет в британские книжные магазины. Добавим, что католический публицист Стивен Уолфорд впервые вступил в дискуссию об апостольском увещевании «Amoris laetitia» в комментариях к итальянскому письму La Stampa (22 января 2017 года).
Источник: radiovaticana.cz
.