«Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12, 26). Эти слова святого Павла громко звучат в моем сердце, когда я снова сталкиваюсь со страданиями многих несовершеннолетних, переживших злоупотребления полами, силой и совестью, со стороны священников и посвященных людей. Эти преступления, повлекшие за собой глубокие травмы, боль и беспомощность, особенно среди жертв, а также членов их семей и общины, будь то верующие или неверующие. Рассматривая прошлое, мы никогда не сможем приложить достаточных усилий, чтобы испросить прощения и попытаться исправить нанесенный ущерб. И, с видением будущего, никогда не будет много того, что мы можем сделать, чтобы создать культуру, способную предотвратить эти ситуации, чтобы они не только никогда не повторялись, но не продолжались и не были скрыты.
Если один член страдает
В эти дни был опубликован отчет, в котором описывается опыт около тысячи человек, которые были в течение примерно семидесяти лет жертвами сексуального насилия или злоупотребления власти и совести со стороны священников. Хотя невозможно сказать, что большинство из этих случаев касаются прошлого, мы постепенно познаём боль этих жертв и понимаем, что их раны никогда не исчезнут, это обязывает нас к решительному осуждению случившихся злодеяний, а также концентрации усилий на искоренении этой культуры смерти. Эти раны никогда не должны замалчиваться. Боль жертв – это крик, который поднимается на небеса, который касается души, но на протяжении многих лет его упускали из виду, скрывали или замалчивали. Однако этот болезненный призыв был сильнее любых действий, которые подавляли его, или попыток решить эту ситуацию методами, которые только увеличивали тяжесть преступлений. Господь услышал этот крик и снова показал нам, на чьей Он стороне. Гимн Марии не ошибается, и он постоянно изображает ход истории, чтобы напомнить Господу об обещании, которое Он дал нашим отцам: «рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1, 51-53). Нам стыдно, когда мы замечаем, что наш образ жизни отрицал и отрицает то, что исповедуют наши уста.
Как церковное сообщество, со стыдом и покаянием мы признаём, что мы не смогли находиться там, где должны были быть, что вовремя не осознали степень и тяжесть ущерба, причиненного многим жизням. Мы пренебрегли и оставили меньших. Я, как свои слова, повторяю сказанное тогда еще кардиналом Ратцингером, который в Крестном Пути, написанном для литургии Страстной пятницы 2005 года, присоединился к мучиническому крику многих жертв: «Сколько нечистоты в Церкви среди тех, кто в священстве должен полностью принадлежать Христу! Сколько гордости, сколько самодостаточности! (...) Предательство учеников, недостойное принятие Его Тела и Крови, безусловно, является самой большой болью для Искупителя, которая пронзает Его сердце. Не остается ничего, как из глубины души кричать: «Kyrie, eleison» – Господи, спаси нас (см. Mф 8, 25)» (9 стояние).
Все члены страдают с ним
Размер и широта этих событий требуют, чтобы мы вместе серьезно взглянули на них. Важно и необходимо, чтобы каждый на своем пути обращения осознал происшедшее, но этого самого по себе недостаточно. Как народ Божий, сегодня мы приглашены принять боль своих братьев, раненных душой и телом. Если в прошлом упущение могло стать формой ответа, теперь мы хотим, чтобы стилем наших нынешних и будущих действий была солидарность, в самом глубоком и требовательном смысле, чтобы в пространстве конфликтов и напряжения жертвы всех видов насилия могли найти протянутую руку, которая защитила бы их и избавила от боли (см. Evangelii gaudium, 228). Эта солидарность требует от нас осуждения всего, что может поставить под угрозу целостность любого человека. Эта солидарность призывает нас к борьбе против всех видов коррупции, особенно против духовной испорченности, «поскольку речь идет об удобной и самодовольной форме слепоты, где всё в итоге кажется дозволенным: обман, клевета, эгоизм и множество едва различимых форм зацикленности на себе, ведь «сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Кор11, 14)» (Gaudete et exsultate, 165). Призыв Святого Павла, чтобы мы страдали со страдальцами, является наилучшим лекарством к любым попыткам повторить слова Каина: «Разве я сторож брату моему?» (Быт 4, 9).
Я в курсе усилий и работ, проделанных в различных частях мира для обеспечения безопасности и принятия необходимых мер, для обеспечения безопасности детей и уязвимых взрослых, защиты их целостности. Я осознаю, что распространяется «нулевая терпимость» и методы расчета с теми, кто совершает эти преступления или замалчивает их.
Вместе с этими усилиями важно, чтобы каждый крещеный человек чувствовал себя вовлеченным в церковные и социальные трансформации, которые нам нужны. Это преобразование требует личного и общинного обращения и заставляет нас смотреть в том же направлении, в котором смотрит Господь. Как говорил св. Иоанн Павел II: «Если мы действительно строим на созерцании Христа, мы сможем Его распознать особенно в лицах тех, с кем Он полностью согласился» (Novo Millennio Ineunte, 49). Мы учимся смотреть туда и стоять там, где этого хочет Господь, и открыть свое сердце Его присутствию. В этом нам помогает молитва и покаяние. Я призываю весь Божий народ к покаянию, молитве и посту по заповеди Господней («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф 17, 21), которая пробуждает нашу совесть, солидарность и усилие защиты культуры от любого рода и формы злоупотребления.
Невозможно представить себе обращение церковных действий без активного участия всего Божьего народа. Более того, «всякий раз, когда мы пытаемся отодвинуть на задний план, умолчать, игнорировать Божий народ в целом или свести его к небольшой элите, мы строим общину, пастырские планы, богословские акценты, духовность и структуру без корней, истории, лиц, ума, тела, и в результате всего этого, без жизни» (Письмо Божьему народу, путешествующему в Чили, 31 мая 2018 года). Это проявляется в аномальной концепции церковной власти, которой является клерикализм, распространенный во многих общинах, в которых произошло злоупотребление полом, властью и совестью. Клерикализм «не только обесценивает личность христиан, но и имеет тенденцию к недооценке и уменьшению крещальной благодати, которую Святой Дух вложил в сердца нашего народа» (Письмо кард. Марка Уэлле, президенту Папской комиссии по Латинской Америке, 19 марта 2016). Клерикализм, поддерживаемый, как священниками, так и мирянами, приводит к расколу церковного тела, влекущему за собой многое зло, которое выявляем мы сегодня. Отвергать злоупотребления, значит, отвергать любую форму клерикализма.
Всегда хорошо напомнить, что «В истории спасения Бог спас один народ. Не существует полной идентичности без принадлежности к народу. Поэтому никто не спасается один, как отдельный индивид, но Бог привлекает нас к Себе, принимая во внимание сложное переплетение межличностных отношений, устанавливающихся в человеческом сообществе: Бог пожелал войти в эту народную динамику, в динамику одного народа» (Gaudete et Exsultate, 6). Единственная возможность ответить на зло, которое требует многих жизней, это рассматривать его как работу, к которой привлечены мы все, и которая, касается всех нас, как народа Божьего. Это сознание принадлежности к людям и общей истории позволяет нам признать наши грехи и прошлые ошибки, открыться в покаянии, способном обеспечить внутреннее обновление. Всё, что происходит, чтобы искоренить злоупотребления из наших общин без активного участия всех членов Церкви, не приводит к динамике, необходимой для исцеления, и эффективной трансформации. Покаяние, пост и молитва, помогут нам, как народу Божьему, чтобы мы перед Господом и нашими ранеными братьями предстали как грешники, которые горячо просят прощения, благодати стыда и обращения, и таким образом приготовили акции, динамизм которых будет согласен с Евангелием. «Каждый раз, когда мы хотим вернуться к источнику и вновь ощутить исконную свежесть Евангелия, нам открываются новые пути, креативные методы, иные формы выражения, более красноречивые символы, наполненные новым смыслом слова для современного мира» (Evangelii Gaudium, 11).
Неизбежно, что мы, как Церковь, смогли распознать и с болью и стыдом осудить жестокость, с которой Богу посвященные люди, священники и все, чья миссия состояла в том, чтобы следить за наиболее уязвимыми и защищать их. Молим об отпущении наших и чужих грехов. Сознание греха поможет нам выявить ошибки, преступления и травмы прошлого, и позволит быть открытыми на пути активного обращения.
В то же время покаяние и молитва помогут нам быть более чувствительными к страданиям других, помогут победить власть и собственничество, которые часто стоят в корне этого зла. Пусть пост и молитва сделают более чуткими наш слух, чтобы услышать тихую боль детей, молодых людей и всех пострадавших. Пусть пост откроет в нас жажду и голод справедливости и даст стимул на пути истины, при оказании необходимого судебного посредничества. Пусть этот пост потрясет нас и приведет к стремлению к истине и милосердной любви вместе со всеми людьми доброй воли и обществом в целом, чтобы мы боролись против любого вида злоупотребления полом, властью и совестью.
Таким образом, миссия, к которой мы призваны, – быть знамением и орудием «глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого» (Lumen gentium, 1).
«Страдает ли один член, страдают с ним все члены», – сказал нам Павел. Молитвой и покаянием мы можем установить личное и общественное созвучие с этим призывом, чтобы между нами возрастали дары, такие как сострадание, справедливость, профилактика и исправление. Мария была в состоянии твердо стоять на ногах у подножия креста Своего Сына. Когда мы испытываем отчаяние, вызванное этими церковными ранами, для нас будет хорошо, если вместе с Марией «мы будем проводить больше времени в молитве» (св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения, 319), с целью возрастания в любви и верности Церкви. Она, первая ученица, Которая учит всех нас, как мы должны вести себя лицом к лицу со страданием невинных, не избегая их. Смотреть на Марию – значит, учиться тому, где и как должен стоять ученик Христа.
Пусть Святой Дух даст нам благодать обращения и внутренне помажет нас, чтобы мы могли раскаяться в этих преступлениях и злоупотреблениях и принять решение смело бороться с ними.
Источник: radiovaticana.cz
.