Ватикан. Утром 27 июня около 15 000 человек встретились на площади Святого Петра на последней общей аудиенции перед июльским перерывом. Проповеди из дома Святой Марфы тоже прерываются до сентября. А воскресные обращения Папы перед молитвой «Ангел Господень» на площади Святого Петра будут продолжаться.
Общая аудиенция в эту среду началась в зале Павла VI встречей с больными, которая длилась около часа. После короткого обращения Папа поприветствовал каждого. Затем около двухсот человек наблюдали на экранах из зала Павла VI катехизис, который проходил на площади Святого Петра. Он начался с ветхозаветного чтения (Втор 4, 32-35), которое побуждает верующих помнить, что Бог сделал для них. Папа Франциск продолжил цикл катехез, посвященный Десяти Заповедям, и прочитал слова, которыми они начинались (Исх 20, 2), и которыми Господь напоминает об освобождении израильского народа из египетского рабства.
Десять Заповедей. Любовь Бога предшествует закону и имеет смысл
Катехеза Папы Франциска, 27 июня 2018 г., площадь Святого Петра
Второзаконие 4, 32-35
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Мы продолжаем говорить о заповедях, которые, как уже было сказано, являются скорее словами Бога к Своему народу, чтобы он правильно следовал любящим словам Отца. Десять слов (заповедей) начинаются следующим образом: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх 20, 2). Может показаться, что такое введение не соответствует следующим «законам» в правильном и истинном смысле этого слова. Но это не так.
Почему Бог говорит это о Себе и об освобождении? Потому что на гору Синай Он приходит после пересечения Красного моря: сначала Бог спасает Израиля, а затем просит доверия.
Раввинская традиция прибавляет к этому поучительный текст: «Почему не был Декалог объявлен в начале Торы [...] с чем это сравнить? С кем-то, кто принял правительство в городе, а потом спросил жителей: «Я могу господствовать над вами?». Но они ответили: «Что ты сделал хорошего, чтобы у тебя было право царствовать над нами?» – Что он сделал? Он построил им крепостную стену и акведук, чтобы в городе была вода. Затем он сражался за них. И после этого, он снова спросил их: «Могу ли я царствовать над вами?», они ответили ему: «Да, да». Он позволяет Израилю выйти из Египта, Он для них разделил море, послал им манну, дал источник воды, сделал так, чтобы прилетели перепела и выиграл войну против Амалика. И тогда спросил их: «Могу ли я царствовать над вами?» Они ответили: «Да, да!» (Il dono della Torah, Commento al decalogo di Es 20 nella Mekilta di R. Ishamael, Roma 1982, str. 49).
Бог никогда не просит, заранее не давая. Никогда. Сначала он спасает, сначала дает, а затем спрашивает. Такой наш Отец, добрый Бог. Десять Заповедей начинаются великодушием. Будем понимать важность первого Слова: «Я Господь, Бог твой». Существует присвоение местоимения, есть здесь отношение, принадлежность. Бог не чужеземный, он – твой Бог (ср.: Бенедикт XVI, Deus Caritas Est, 17: «История любви между Богом и человеком заключается именно в том, что эта общность воли растет в общности мыслей и чувств и, таким образом, наша воля и воля Бога всё больше совпадают: воля Бога для меня больше не является какой-то посторонней волей, которую извне навязывают мне заповеди, но это моя собственная воля, основанная на опыте, который заключается в том, что фактически Бог «во мне глубже глубин моих и выше вершин моих». Вследствие этого растет преданность Богу, и Бог становится нашей радостью».
Это объясняет все Десять Заповедей и раскрывает тайну христианского поведения, потому что это то же самое отношение Иисуса, Который говорит: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (Ин 15, 9). Христос любим Отцом, и этой любовью Он любит нас. Он не делает это от самого себя, а от Отца. Наши дела часто терпят неудачу, потому что мы делаем их сами по себе, а не от благодарности. И кто начинает сам по себе, куда он придет? Кто начинает сам по себе – придет к себе! Он не способен пройти путь, он возвращается к себе. Это эгоистичное отношение, о котором люди в шутку говорят: «себе и для себя». Он выходит от себя и возвращается к себе.
Христианская жизнь – это прежде всего благодарный ответ великодушному Отцу. Христиане, которые только выполняют «обязанности», доказывают, что они лично не попробовали Бога, Который является «нашим». Они говорят: «Это я должен, и то я должен». Только обязанности. Чего-то не хватает! В чём заключается основа этой обязанности? В том, «что это должно делаться так-то и так-то». Нет. Основой долга является любовь Бога Отца, Который сначала дает, а затем приказывает. Установление закона до начала отношений не помогает нам в пути веры. Как молодой человек может захотеть стать христианином, если мы начинаем с обязанностей, обязательств, согласованности, а не с освобождения? Быть христианином значит, идти путем освобождения! Заповеди освобождают тебя от эгоизма, потому что есть любовь Бога, которая ведет вперед. Христианское воспитание не основано на сильной воле, но на принятии спасения, то есть: оставить себя и быть любимым. Сначала спасение: Бог спасает свой народ от Красного моря, а затем ему говорит на Синае, что тот должен делать. Но этот народ знает, почему он должен это делать, потому что он был спасен Отцом, Который его любит.
Благодарность – это характерная черта сердца, посещенного Святым Духом. Слушая Бога, прежде всего, нужно помнить о Его благе. Святой Василий говорит: «Кто не забывает об этой милости, тот следует к истинной добродетели и к справедливости» (Little Rule, 56). Куда всё это ведет нас? К тренировке памяти (см. Проповедь в Доме св. Марфы, 7 октября 2014 года: «Молитва – это помнить перед Богом о своей истории. Потому что наша история, это история Его любви к нам» (ср.: Detti e fatti dei padri del deserto, Milano 1975, стр. 71: «Забывчивость – это корень всякого зла»).
Сколько прекрасного сделал Бог каждому из нас! Как великодушен наш Небесный Отец! Я хотел бы вам предложить небольшое упражнение. Каждый из нас в тишине в сердце пусть ответит: «Что красивого сделал для меня Бог?» Освобождение, которое Он дал. Бог делает много прекрасного и освобождает нас.
И всё же у кого-то может сложиться впечатление, что у него еще нет истинного опыта Божьего освобождения. Это может случиться. Может случиться, что когда заглянешь внутрь, ты найдешь чувство долга – духовность рабов, а не сыновей. Что делать в этом случае? То, что сделал избранный народ. В книге Исхода говорится: «Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх 2, 23-25). Бог дает мне познать Себя.
Освободительный акт Бога в начале Десяти Заповедей – это ответ на тот крик. Мы не можем спастись сами, но мы можем кричать о помощи: «Господи, спаси меня; Господи, покажи мне путь; Господи, погляди на меня; Господи, дай мне немного радости». Это призыв о помощи, и зависит от нас, о чём мы просим: об освобождение от эгоизма, от греха или от цепей рабства. Этот призыв важен, это молитва, это сознание того, что еще внутри угнетает нас и не освобождено. Многое в наших душах еще не освобождено. «Спаси, помоги, освободи меня» – это прекрасная просьба к Господу. Бог ожидает этого призыва, потому что он может и хочет разрушить наши цепи. Бог не призывал нас к жизни, чтобы мы остались подавленными, но чтобы были освобождены и жили в благодарности. Радостно слышать Того, Кто нам так много подарил, бесконечно больше, чем мы бы могли дать Ему! И это прекрасно. Пусть Бог всегда будет прославлен за всё, что Он в нас совершил, совершает и будет совершать!