Ватикан. «К богатству необходимо держать дистанцию, потому что его дает Бог, чтобы раздавать другим» – так можно резюмировать проповедь Папы Франциска 24 мая на утренней Мессе в часовне Дома св. Марфы, которую Святейший Отец отслужил за «благородный китайский народ». «Потому что сегодня в национальном святилище Шешана (недалеко от Шанхая) литургическая память Богоматери – Помощи христианам, которую Папа Бенедикт XVI объявил днем молитвы за Церковь в Китае» – как отметил Понтифик в начале службы.
Папа размышлял над первым чтением (Иак 5, 1-6), в котором св. Иаков заявляет, что удержанная плата взывает к небу и проникает в уши Господа Саваофа. «Плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас», говорит св. Иаков богачам, и Иисус говорит то же самое.
«„Горе вам, богатые!”, говорится в первом стихе после Заповедей Блаженства у Луки (6, 24). «Горе вам, богатые!» Если кто-то проповедовал бы следующим образом, так на следующий день в газетах стали писать, что этот священник – коммунист. Бедность, однако, является центром Евангелия. Проповедь о бедности – центр проповеди Иисуса. «Блаженны нищие» – это первая Заповедь блаженства. Это и «удостоверение личности», которым свидетельствует о Себе Иисус, когда возвращается в Назарет, где проповедует в синагоге: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4, 18). У нас в истории всегда была слабость удалять эту проповедь о бедности и думать, что это что-то социальное, политическое… Нет! Это подлинное Евангелие, подлинное Евангелие».
Почему такая жесткая проповедь? – Папа Франциск призвал задуматься. Причина заключается в том, что богатство – это идолопоклонство, которое соблазняет нас. Сам Иисус объясняет, что не можно служить двум господам: либо служишь Богу, либо богатству. Поэтому Он определяет богатство как «бога», а это значит, что оно захватит тебя, не отпустит и будет противоречить первой заповеди, которая призывает нас возлюбить Бога всем сердцем своим. Богатство соблазняет и на противостояние следующим заповедям и разрушает гармоничные отношения между людьми, портит жизнь, развращает душу. Этому учит и притча о богатом человеке, который постоянно пиршествовал и хорошо одевался, и о Лазаре, который не имел ничего. Богатство уводит нас от гармоничных отношений с братьями, от любви к ближнему и делает нас эгоистами. Святой Иаков говорит о заработной плате жнецам, которые пожали поля богатого и не получили полагающегося им вознаграждения. Кто-то мог бы посчитать св. Иакова членом профсоюза, но он говорит как апостол, по вдохновению Святого Духа. И, кажется, что он сказал это сегодня.
«Также здесь, в Италии, по причине сохранения крупного капитала, люди остаются без работы. Это против заповеди, и к тем, кто ведет себя таким образом, обращены эти слова: «Горе!». Это не я говорю. Это говорит Иисус. Горе вам, которые разделяют людей, эксплуатируют их, дают зарплату «в конверте», не оплачивают страховку и отпуск. «Горе вам!» Давать «облегчение» и обманывать в том, что надлежит заплатить, – это грех. Это грех. «Но я, отец, хожу на Мессу каждое воскресенье, и я – член католической ассоциации. Я сильно верующий, молюсь новены…» «А выплачиваешь ли зарплаты?» Подобная несправедливость – смертный грех. Ты не находишься в благодати Божией. Это не я говорю, но Иисус. И об этом говорит св. Иаков. Поэтому богатство отдаляет тебя от заповеди любви к ближнему».
«Таким образом, богатство в состоянии нас поработить. Нужно больше молиться и делать больше актов покаяния не за бедных, а за богатых».
«Если ты не свободен от богатства, то должен держать дистанцию и просить Господа. Если Господь дал тебе имущество, то именно для того, чтобы ты во имя Его делился с другими и делал добро. Однако богатство имеет свойство соблазнять нас, и если мы поддадимся этому соблазну, то станем его рабами» – так проповедовал Папа Франциск утром 24 мая.