Ватикан. 25 апреля в Италии отмечается национальный праздник, посвященный освобождению страны от фашизма и концу Второй мировой войны, и этот день многие люди использовали для посещения Рима. Так на площади Святого Петра в солнечную погоду собралось более 30 тыс паломников, желающих принять участие в генеральной аудиенции с Преемником Петра. Папа Франциск продолжил цикл катехез о крещении, и на этот раз, основываясь на выдержке из послания Святого Павла к Филиппийцам (4, 12-13), сосредоточился на важности этого таинства как подкрепления в борьбе со злом.
Крещение как сила для преодоления зла
Катехeза Папы Франциска, 25 апреля 2018 г., площадь Святого Петра
Послание Святого Павла к Филиппийцам 4,12-13
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Мы продолжаем размышления о крещении в свете Божьего Слова. Евангелие просвещает кандидатов к крещению и вдохновляет их стать приверженцами веры: «Крещение особенным образом является «таинством веры», ибо оно есть таинственное вхождение в жизнь веры» (ККЦ, 1236). Вера – это отдача самого себя Господу Иисусу, Которого мы признаём «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14), как «свет мира» (Ин 9, 5), как «воскресение и жизнь» (Ин 11, 25), этому сегодня учатся катехумены, готовящиеся к принятию Таинства христианского посвящения. Катехуменов воспитывает слушание Иисуса, Его учение и труд, и они вновь чувствуют то, что ощутила самарянка, жаждущая воды живой, или слепой человек, увидевший свет, или Лазарь, вышедший из могилы. Евангелие несет в себе силу, переменяющую человека, который принимает его с верой, и высвобождающую его из власти дьявола, чтобы он научился служить Господу в радости и новизне своей жизни.
К купальне мы никогда не приходим одни, нас сопровождает молитва всей Церкви – как напоминает литания ко всем святым, которая предшествует молитве экзорцизма, и помазание елеем катехуменов. Это жесты, которые с незапамятных времен уверяют всех тех, кто вскоре вновь возродится в качестве детей Божиих, что молитва Церкви помогает им в борьбе со злом, сопровождает на пути к добру и помогает освободиться от власти греха и быть способными перейти в Царство Божьей благодати. Молитва Церкви. Церковь молится, и молится за всех, за каждого из нас! Мы, Церковь, молимся за других. Молиться о других это нечто очень красивое. Как часто мы вообще не молимся, потому что нам в этот момент ничего не нужно? Однако следует вместе с Церковью молиться о других: «Господи, прошу Тебя за нуждающихся людей, за тех, кто не имеет веры…». Не забывайте, что молитва Церкви продолжается постоянно, но мы должны войти в нее и молиться за весь Божий народ и за людей, которые нуждаются в молитве. По этой причине подготовка взрослых катехуменов характеризуется неоднократной молитвой экзорцизма, которую священник произносит над ними (ср.: ККЦ 1237), и в которой просит об избавлении от всего того, что отделяет от Христа и мешает соединению с Ним. Также в случае детей мы просим Бога, избавить их от первородного греха и освятить их путь в обитель Святого Духа (ср.: Обряд крещения младенцев, 56). Дети. Молиться за детей, за их духовное и физическое здоровье. Это способ защищать детей молитвой. Как показывает Евангелие, Иисус Сам боролся со злыми духами и изгонял их, чтобы обратить внимание на приход Царства Божьего (Мф 12, 28). Его победа над силой дьявола освобождает пространство Божьего верховенства, которое приносит радость и примиряется с жизнью.
Крещение это не магическое заклинание, но дар Святого Духа, который делает получателя способным к борьбе против духа зла, основываясь на вере, что «Бог послал в мир Сына Своего, чтобы уничтожить силу духа зла, и вывел человека из тьмы в чудный Свой свет» (Обряд крещения младенцев, 56).
Из опыта мы знаем, что христианская жизнь постоянно подвержена искушению отлучиться от Бога, от Его воли и общения, потому что мы попадаем в мирские ловушки. Крещение готовит нас к этой ежедневной борьбе и придает нам сил. Оно укрепляет нас в борьбе с дьяволом, который, как говорит святой Петр, как лев, пытается нас проглотить и уничтожить.
В дополнение к молитве, крещению предшествует помазание елеем груди крещаемого, который «черпают из него силу, чтобы отречься от дьявола и греха, прежде чем приступить к купели и возродиться для новой жизни» (Освящение елеев, Введение, 3). Античные борцы перед сражением натирались елеем, который, проникая в кожу, помогал укрепить мышцы и легче избавиться от захвата противника. Смотря на эту символику, первые христиане стали помазывать тело кандидатов на крещение маслом, которое благословил епископ. Это молитва, произносится во время благословения елея катехуменов и выражает его смысл: «Боже, сила и защита народа Твоего, Ты сотворил елей как символ крепости; удостой благословения Твоего этот елей и одари мужеством катехуменов, которые будут им помазаны, чтобы, получая от Тебя мудрость и силу, они глубже понимали Евангелие Христово, смело принимали трудности христианской жизни и, став достойными усыновления, радовались возрождению и жизни в Церкви Твоей» (обряд благословения елеев совершается в четверг Страстной недели), чтобы так через этот «знак спасения» стало ясно, что сила Христа Спасителя укрепляет в борьбе против зла и побеждает его (ср.: Обряд крещения младенцев, 105).
Трудно бороться со злом, избегать его обмана и восстанавливать силы после утомительной борьбы, но нужно знать, что вся христианская жизнь – это борьба. Но в то же время, необходимо знать, что мы не одиноки и что Матерь-Церковь молится о том, чтобы ее дети, рожденные снова в крещении, не попали в ловушки зла, но побеждали его силой Христовой Пасхи. Если Воскресший Господь укрепляет нас, побеждая «князя мира сего» (Ин 12, 31), то мы можем вместе со св. Павлом в верее повторять: «Всё могу в укрепляющем меня» (Флп 4, 13). Мы всё можем победить и всё преодолеть силой, которую дает Иисус.
Источник: radiovaticana.cz
.