«Облечемся в оружия света»: такова тема пятой великопостной проповеди отца Раньеро Канталамессы для Папы и Римской Курии. Отталкиваясь от 13 главы Послания к Римлянам, проповедник Папского дома остановился на теме христианской добродетели чистоты.
«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти»: эта фраза, отметил отец Канталамесса, оказала большое влияние на святого Августина, о чем он пишет в своей «Исповеди». Августин тогда практически уже пришел к вере, но одна вещь его останавливала: страх оказаться неспособным жить в целомудрии. Он сожительствовал с женщиной, которая не была его супругой. Блаженный Августин находился в саду; его мучила внутренняя борьба, и он услышал детский голос: «Tolle, lege!» - «Возьми и прочитай». Святой истолковал этот голос как приглашение Бога и, открыв наугад послания святого Павла, которые были у него в руках, обнаружил именно процитированные строки. Они стали для него светом, рассеявшим мрак неуверенности.
Апостол Павел не задерживается долго на описании этого аспекта христианской жизни, однако мы знаем, насколько он был для него важен. Святой Павел устанавливает четкую связь между чистотой и святостью, между чистотой и Святым Духом: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1 Фес 4,3-8).
В послании к Галатам, перечисляя плоды Святого Духа, Павел упоминает о воздержании. У этого слова множество оттенков, но в Новом Завете оно относится прежде всего к сексуальной сфере. Этой добродетели апостол противопоставляет нечистоту – «porneia». Если проанализировать терминологию, с помощью которой Павел описывает этот порок, то можно сделать вывод, что в Библии любой грех нечистоты в определенном смысле обозначает проституцию, то есть торговлю собой.
Однако воздержание превозносили уже языческие авторы. Керигма же внесла новый смысл в эту добродетель. Сексуальной беспорядочности противопоставляется призыв «облечься в Господа Иисуса Христа». Окончательной мотивацией христианской добродетели чистоты является Иисус Христос: мы не просто принадлежим Христу, но мы сами является Его телом, Его членами. Таким образом, живя в нечистоте, христианин «торгует телом Самого Христа», совершая отвратительное кощунство и насилие. Не случайно апостол говорит: « Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор 6,15). Апостол призывает прославлять Христа в наших телах. Тем самым мы реализуем высокое христианское призвание.
Сегодня, отметил отец Канталамесса, есть тенденция противопоставлять грехи против чистоты и грехи против ближнего. Однако это заблуждение. Единственная цель добродетели чистоты – это цельность в отношениях с самими собой и в отношениях с ближним. Невозможно любить ближнего, то есть отдавать ему себя, если я сам собой не владею. Сегодня – констатировал проповедник – существует менталитет, согласно которому грехи против целомудрия никому не наносят вреда, разумеется, кроме грехов насилия. Однако есть тесная связь, «солидарность» между грехами, и грех нечистоты «заражает нравственную среду человека» и весь мир в целом.
То, что оскверняет человека, продолжил священник, коренится в сердце, и наш взгляд на создания затуманен похотью. Поэтому для стяжания добродетели чистоты необходимо умерщвление, необходимо пройти через крест. Прежде всего речь идет об умерщвлении взгляда, воздержании от изображений, и оно, по мнению проповедника, сегодня важнее, чем воздержание от пищи. Свою проповедь отец Канталамесса завершил напоминанием, что о стяжании этой добродетели нужно молиться, так как без Божьей благодати мы ничего не можем.
Источник: Радио Ватикана, ру
.
.