Ватикан. 14 марта на Площади Святого Петра состоялась общая аудиенция, на которой присутствовало около 20 000 человек. Она началась с чтения Евангелия от Луки (Лк 24, 29b-31), которое описывает встречу учеников с воскресшим Господом в Эммаусе. Они узнали Его по преломлению хлеба. Именно той части Евхаристической Литургии, которой предшествует совместная молитва «Отче наш» – этому Папа и посветил катехезу.
Евхаристическая Литургия. Молитва Господня и Преломление хлеба
Катехeза Папы Франциска, 14 марта 2018 г., площадь Святого Петра
Лука 24, 29b-31
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Мы продолжаем цикл катехез о Святой Мессе. На Тайной Вечере, как мы знаем, Иисус взял хлеб и чашу вина, возблагодарил Бога и «преломил хлеб». Этому жесту в Мессе соответствует обряд Преломления хлеба в Евхаристической Литургии, а ему предшествует молитва, которой Господь научил нас – «Отче наш».
Так начинается Обряд причащения, продолжая вознесение хвалы и просьб Евхаристической молитвы совместным прочтением «Отче наш». Это не одна из многих христианских молитв, а молитва детей Божьих. Это великолепная молитва нашему Отцу, которой нас научил Иисус. Мы получили Его в день нашего крещения. Молитву Господню мы произносим так, как это делал Иисус. Он научил ей нас, когда ученики попросили Его: «Научи нас молиться». И Иисус молился таким образом. Это прекрасно: молиться так, как молился Иисус. Согласно Его божественному учению, мы осмеливаемся обратиться к Богу, назвав Его «Отче», потому что рождаемся свыше как Его дети через воду и Святого Духа (см. Еф 1, 5). На самом деле, никто не мог бы обратиться к Нему «Авва, Отче», если бы не родился от Господа и не получил Духа, как учит нас св. Павел (см. Рим 8, 15). Мы должны понимать, что никто не мог бы назвать Его «Отцом», если бы не принял Духа. Сколько раз люди произносят «Отче наш», но не понимают этих слов. Да, это Отец, но когда ты произносишь «Отче», что ты чувствуешь: что Он твой Отец, Отец человечества, Отец Иисуса Христа? Какие у тебя отношения с этим Отцом? Если мы молимся «Отче наш», мы связываемся с Отцом, Который нас любит, и это – Дух, позволяющий нам чувствовать эту связь – то, что мы дети Божии.
Какая другая молитва – кроме той, что научил нас Иисус – может подготовить нас к таинственному общению с Ним? Помимо Мессы, «Отче наш» входит в утренние и вечерние хвалы (молитвы часослова). Чувствовать себя детьми Божьими и принимать других, как братьев, – это придает нашим дням христианский характер.
В Молитве Господней мы просим о «повседневном» хлебе, который напоминает христианам и о хлебе евхаристическом, который нужен для того, чтобы мы жили как дети Божии; просим очищения от грехов и, чтобы быть достойными и получить Божье прощение, обязуемся простить того, кто причинил нам боль. Это непросто. Прощать людям, которые обидели нас, непросто. Это благодать, о которой нужно просить: «Господи, научи меня прощать, как Ты простил меня». Это благодать, и мы не сможем сделать этого своими силами. Прощение – это благодать Святого Духа. Молитва «Отче наш» открывает наше сердце Богу и располагает нас к братской любви. Кроме того, мы просим Господа, чтобы Он нас «избавил от власти зла», которое отдаляет нас от Него и наших братьев. Мы понимаем, что эти просьбы нас подготавливают к Святому Причастию (см. Общее наставление к римскому Миссалу, 81).
То, о чём мы говорили в «Отче наш», священник продолжает молитвой, в которой он просит от имени всей общины: «Избавь нас, просим Тебя, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши», это завершается Приветствием мира. Ему предшествует прошение Христа, о мире (ср. Иоанн 14, 27), Его мире, столь отличающимся от того, который дает нам мир. Чтобы Господь дал Церкви, по воле Своей, расти в единстве и мире. Затем следует жест, которым мы обмениваемся друг с другом, – «перед тем, как причаститься таинству, – выражая церковное общение и взаимную любовь» (см. Общее наставление к римскому Миссалу, 82). В римском обряде Приветствие мира включено в обряды перед Святым Причастием и направлено к евхаристической общине. Как требует св. Павел, мы не можем участвовать в трапезе «одного хлеба, который делает нас единым телом Христа, если не примирились в братской любви (1 Кор 10, 16-17; 11, 29). Мир Христа не может укорениться в сердце, которое неспособно переживать братское единство и восстанавливать его, если оно нарушено. Господь дает нам мир. Он дает нам благодать простить того, кто нас обидел.
За Приветствием мира, следует Преломление хлеба, которое дало имя всей Евхаристической Литургии (см. см. Общее наставление к римскому Миссалу, 83; KKC, 1329). Преломление хлеба, совершённое Иисусом на Тайной Вечере, – это жест откровения, позволивший ученикам узнать Его воскресшего. Напомним себе об учениках, идущих в Эммаус, которые говорили о встрече с Воскресшим, и «как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк 24, 30-31. 35).
Преломление Евхаристического хлеба сопровождается призывом «Агнец Божий». Этот образ, Иоанн Креститель отнес к Иисусу, «Который отымает грехи мира» (Ин 1, 29). Библейский образ Агнца относится к искуплению (см. Исх 12, 1-4; Иса 53, 1; 1 Петра 1, 19). В евхаристическом хлебе, преломленном за жизнь мира, молитвенное собрание видит истинного Божьего Агнца, Христа-Искупителя, и Просит Его: «…помилуй нас. …даруй нам мир».
Воззвания «помилуй нас» и «даруй нам мир», расположенное после Молитвы Господней и Преломления хлеба, помогает подготовить душу к участию в Евхаристической трапезе – источнику общения с Богом и братьями.
Не будем забывать ту великую молитву, которой научил нас Иисус и с которой Он Сам обращался к Отцу. Эта молитва готовит нас к Причастию.