Пять лет назад, 13 марта 2013 года, Папа Франциск был избран на Престол Святого Петра. Рассмотрим в цифрах это время его понтификата. Франциск выпустил две энциклики: «Lumen Fidei», посвященную вере, и «Laudato si», начатую еще Папой Бенедиктом XVI и посвященную заботе об экологии, так как защита Творения не стоит на повестке дня только у «зеленых», но у всех христиан. Два апостольских увещевания: «Evangelii Gaudium», текст программы понтификата о миссионерской деятельности Церкви, выходящей навстречу ближним, и «Amoris laetitiaо», посвященное любви в семье. А также 23 документа Motuproprio, которые затрагивают такие вопросы, как реформа Римской курии, реформа процесса недействительности брака, переводы богослужебных текстов и т.д.
Франциск совершил 22 пастырских визита в разные страны и 17 визитов в Италии. Мы не должны забывать и о двух синодах, посвященных делам семьи и Святому Году Милосердия. Количество утренних проповедей в доме Святой Марфы почти достигло 600, и более 46 млн. человек просматривает «Твиттер» Папы.
Церковь открытых дверей
Первый в истории Папа иезуит, первый американец, первый, кто выбрал имя Ассизского Бедняка. Франциск 265 Приемник Петра. Он желает видеть Церковь Церковью открытых дверей, возвещающую всем радость и новизну Евангелия; приветливую Церковь, «в которой есть место для каждого независимо от трудностей в его жизни», а не Церковь-таможню, контролирующую благодать вместо того, чтобы помогать ее принять. Папа Франциск говорит о Церкви, которая рискует, а не боится. Когда речь идет о присутствии среди людей, то лучше рискнуть получить травму или запачкаться, чем «быть больной Церковью из-за своей закрытости и привязанности к удобствам и безопасности». Он требует отказаться от оборонительного и негативного стиля, основанного на осуждении, чтобы показать красоту веры, где речь идет о встрече с Богом.
Святой Дух меняет планы
Папа Франциск приглашает нас удивляться Святым Духом, истинным протагонистом Церкви, который продолжает говорить и всегда говорит что-то новое. Одна из ключевых тем понтификата Франциска – эпохальность Духа Святого, именно Он «побуждает, призывает следовать и ведет Церковь вперед», хотя было бы гораздо безопаснее «остаться на прежних, неизменных позициях». Гораздо легче поверить, что истина находится в аккуратном, контролируемом доктринальном пакете, чем признать, что мы сами принадлежим Истине с большой буквы «И», потому что именно Дух приводит нас к полноте истины. Христианин должен постоянно учиться, потому что Бог открывает Себя всё больше и больше. Папа не боится говорить, что у него много сомнений («в положительном смысле»), в которых он видит «знаки того, что мы все хотим больше узнавать Иисуса и тайну Его любви». Эти сомнения позволяют расти».
Правый или левый?
После большой первоначальной популярности Папы «с конца мира» постепенно стали появляться критические голоса. Правые круги обвиняют Франциска в коммунизме, потому что он критикует систему рыночного либерализма. Папа говорит, что это «в корне несправедливо» видеть в его курсе «убийственную экономику», которая управляется «законом сильнейшего» и «поглощает слабых». Левые обвиняют Папу за то, что он твердо держится правил католической морали: защищает жизнь, выступает против абортов и эвтаназии: «Решение проблем путем устранения человеческой жизни – это не прогресс» – говорит Понтифик. Также он защищает семью, основанную на браке между мужчиной и женщиной, и осуждает гендерную теорию, как «ошибку человеческого разума». В равной степени Папа выступает против диктатуры единообразного мышления и идеологической колонизации, имеющей место и в школах, которые позже могут стать переобучающими лагерями. Он предупреждает об ослаблении права на поступки согласно совести. Предупреждает о распространении права личности, независимо от долга. В то время как мы рассуждаем о новых правых, – говорит Папа, – всё еще есть те, кто страдает от голода.
Критика в Церкви
Увеличивается критика внутри Церкви. Некоторые даже говорят о ересях, о нарушении многовековой традиции Церкви, другие говорят, что это «бьет» близких и «балует» дальних, что он действует вопреки учению предыдущих Пап. Всё-таки уже Бенедикт XVI призывал к рефлексии и различию в случае некоторых разведенных католиков, вступающих в новые союзы. И еще Иоанн Павел II пояснял, что понимание традиции в противовесе с универсальным Учительством Церкви, – обладателем которого является Епископ Рима и собор епископов, – весьма противоречиво: «Невозможно оставаться верными традиции и в то же время разбивать связь Церкви с тем, кому Христос, в лице апостола Петра, вверил служение единства в Своей Церкви». «Самоуничтожаться или открывать огонь по своим – говорит Папа Франциск – это коварная опасность. Это зло, атакующее изнутри, и, как говорит Христос, каждое королевство, которое внутри разделено, будет уничтожено». Папа также часто говорит о дьяволе: именно его цель – уничтожить Церковь. Это «грязная война», и «мы наивно вступаем в его игру».
Открытые вопросы
Две большие инициативы Папы Франциска постепенно реализуются: первая – это реформа Римской курии, о ее сложности можно сослаться на слова монс. де Мерода, сказавшего, что проводить реформу в Риме, это как чистить египетского сфинкса зубной щеткой. Вторая – борьба против сексуального насилия в Церкви. Хотя из Папской комиссии по уходу за несовершеннолетними ушли некоторые члены, возмущенные трудностями и медленно продвигающейся работой, Папа Франциск не сдался. Это подтверждает правило «нулевой терпимости», потому что «в Церкви нет места для тех, кто злоупотребляет детьми».
Мирная дипломатия
Франциск способствует культуре встреч в экуменической, межрелигиозной, социальной и политической сферах, а так же и на простом человеческом уровне. Он движется к единству, не желая стирать различия и идентичность. Он сыграл важную роль в ослаблении напряженности отношений США и Кубы, в мировом процессе в Колумбии и Центральноафриканской Республике. Папа защищает христиан, которые преследуемы благодаря «молчанию людей, которые могут это остановить, и на которых лежит ответственность за соучастие». Понтифик выступает против торговли людьми и «новых форм рабства».
Время милосердия, но только в определенной степени
Ключевым словом настоящего понтификата, несомненно, является «Милосердие» – как истинный смысл Воплощенного Слова. Это слово вызывает обиду. И Франциск это понимает. Бог несет избыток любви к существам, которых создал. А коррумпированный человек отказывается от Божьего Милосердия. И Бог не навязывает Себя, но придет Последний суд. Вот почему Папа часто возвращается к 25 главе Евангелия от Матфея: «Я был голоден, и ты меня накормил…». В конце жизни мы все будем судимы по любви.
Меньше клерикализма в Церкви, больше места для мирян, женщин и молодежи
Франциск против клерикализма, потому что задача пастыря – «служить» и, он должен «пахнуть овцами». Он убежден, что миряне должны всё чаще открывать свою идентичность в Церкви, они не должны оставаться на краю событий. Также Понтифик часто говорит о роли женщины. Однако он смотрит на ее тайну, а не на функцию. Папа Франциск не мыслит феминистскими категориями борьбы за влияние, власть или неосуществимыми притязаниями, как женское священство. Речь идет о понимания роли женщины, потому что Мария важнее апостолов, – подчеркивает он.
Преемник Петра поощряет большую активность молодых людей. И призывает не стесняться беспокоить пастырей своим творчеством.
ЕвангелистысоСвятымДухом
Папа просит всех христиан быть «евангелистами со Святым Духом» и «смело провозглашать новизну Евангелия: вслух, в любое мгновение и в любом месте, и плыть вверх по течению». Он хочет, чтобы мы «касались страдающего тела другого человека». «Если я смогу помочь достичь лучшей жизни одному, – говорит Папа Франциск, – этого уже достаточно, чтобы оправдать дар моей жизни».
Источник: radiovaticana.cz
.