«Богу в Его благости и премудрости угодно было явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли (ср. Еф 1, 9), в которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют во Святом Духе доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2,18; 2 Петр 1,4)»: словами из соборной догматической конституции “Dei Verbum” открывается обнародоваанное 1 марта послание Конгрегации вероучения «Placuit Deo», адресованное епископам Католической Церкви и посвященное «некоторым аспектам христианского спасения». В предисловии к документу поясняется, что «учение о Христовом спасении требует постоянного углубления»: Послание имеет целью «показать со всей очевидностью, по следам великой традиции веры и с особым упоминанием учения Папы Франциска, некоторые аспекты христианского спасения, которые сегодня могут быть трудны для понимания по причине недавних культурных преобразований».
Во второй части документа, посвященной воздействию этих преобразований на восприятие смысла христианского спасения, подчеркиваются две проблемы, связанные с исповеданием христианской веры в наши дни. Во-первых, «индивидуализм, сосредоточенный на автономном субъекте, имеет тенденцию рассматривать человека как существо, чья реализация зависит исключительно от его усилий». Согласно этому мировоззрению, Христос выступает, скорее, тем, кто вдохновляет на щедрые дела, но не тем, кто преобразует человека. Во-вторых, сегодня распространяется идея «чисто внутреннего спасения», которое пробуждает чувство единения с Богом, но не исцеляет и не обновляет наших отношений с людьми и с творением.
В своем ординарном учительстве Папа Франциск часто ссылается на эти две тенденции, которые напоминают две древние ереси: пелагианство и гностицизм. В наши дни процветает неопелагианство, согласно которому радикально автономный индивидуум претендует на самоспасение, не признавая свою зависимость от Бога и от других людей. С другой стороны, современный неогностицизм утверждает, что спасение является внутренним, субъективным и заключается в возвышении интеллекта над плотью Иисуса, к тайнам безымянного божества.
Хотя разница между секуляризованной современностью и историческим контекстом ересей пелагианства и гностицизма велика, они по-прежнему представляют собой опасность. «Как неопелагианский индивидуализм, так и неогностическое презрение к телу искажают исповедание веры в Христа, единственного и универсального Спасителя.
В третьей части – «Человеческое стремление к спасению» - в частности, утверждается, что, «согласно библейской вере, истоки зла не следует искать в материальном и телесном мире, воспринимаемом как ограничение или как тюрьма, от которой мы должны быть спасены. Напротив, вера провозглашает, что весь космос благ, поскольку он создан Богом, и зло, больше всего вредящее человеку, исходит из его сердца. Согрешив, человек оставил источник любви и потерялся в ложных формах любви, замыкающих все больше в самом себе. Именно эта отделенность от Бога – от Того, Кто есть источник общения и жизни, - ведет к утрате гармонии между людьми и гармонии между людьми и миром, приводя к господству распада и смерти. Таким образом, спасение, возвещенное верой, не касается лишь нашего внутреннего мира, но относится ко всему нашему существу. Действительно, вся личность, тело и душа, сотворенная любовью Бога по Его образу и подобию, призвана жить в единстве с Ним».
В четвертой части Послание напоминает, что Бог никогда не прекращал предлагать спасение сынам Адама, и это спасительное дело осуществляется воплощенным Сыном Божиим. Иисус – Тот, Кто просвещает и открывает, Он – искупитель и освободитель, Тот, Кто обожествляет человека и оправдывает его. Будучи Первосвященником Нового Завета, Он возносит к Отцу от имени людей совершенный культ, принося Себя в жертву, искупая грехи и оставаясь навсегда живым, чтобы ходатайствовать за нас. Таким образом в жизни Иисуса проявляется «удивительная синергия между Божественным и человеческим деянием, которая показывает безосновательность индивидуалистской перспективы».
Отвечая на индивидуалистский редукционизм пелагианского толка и на неогностицизм, обещающий «чисто внутреннее освобождение», документ напоминает о том, каким образом Иисус является Спасителем: Он не ограничивается указанием пути, чтобы мы могли встретить Бога, пути, по которому мы сами можем пройти, слушаясь Его слов и подражая Его примеру. Нет: чтобы открыть для нас дверь избавления, Христос Сам стал путем: "Я есмь путь"».
В пятой части документа утверждается, что «местом, где мы получаем спасение, принесенное Иисусом, является Церковь», видимая община, в которой мы прикасаемся к плоти Иисуса, особенно в самых бедных и страждущих братьях. В шестой, заключительной части документа Конгрегации вероучения говорится о миссии и об отношениях с верующими других религий: «Осознание полноты жизни, в которую вводит Иисус Спаситель, побуждает христиан к миссии, чтобы возвещать всем людям радость и свет Евангелия. В этом усилии они готовы также установить искренний и конструктивный диалог с верующими других религий, с упованием, что Бог может привести к спасению во Христе всех людей доброй воли, в сердце которых невидимым образом действует благодать». Посвящая все свои силы евангелизации, Церковь «продолжает взывать к окончательному пришествию Спасителя». Спасение человека будет совершено только тогда, когда, одолев последнего врага – смерть, – мы все будем участвовать в славе воскресшего Христа, Который приведет к полноте наши отношения с Богом, с братьями и со всем творением».
Документ, подписанный префектом Конгрегации вероучения архиепископом Луисом Ладариа и секретарем Конгрегации архиепископом Джакомо Моранди, был одобрен Папой Франциском и опубликован по его распоряжению.
Источник: Ватиканское Радио, ру