Ватикан. Сострадание, близость и непротиворечивость являются источником пастырского авторитета и власти – проповедовал Папа Франциск 9 января на утренней Мессе в часовне дома Святой Марты. Он прокомментировал Евангелие дня (Мк 1, 21b-28), где об Иисусе сказано, что Он учил «как власть имеющий».
«Именно это – выделил Преемник Петра – новое учение. Это новизна Христа – дар авторитета полученного от Отца. Когда учили фарисеи и книжники, которые тоже говорили правду, люди думали о чём-то другом, потому что то, что они говорили, не доходило до их сердец» – объяснил Папа. – «Они учили с кафедры и не интересовались людьми, в то время как Иисус Своим учением приводил в изумление и затрагивал сердца, потому что то, что дает власть Иисусу, – это Его близость к людям и понимание их проблем, боли и грехов».
«Он был близок, Он понимал. Своей близостью Он принимал, исцелял и учил. То, что дает пастырю власть или авторитет, который уделяет Отец, – это близость. Близость Богу в молитве. Пастырь, который не молится и не ищет Бога, – потерял близость людей. Пастырь, который отделен от людей, – людей не увлечет. Близость – это двойственная близость, это помазание пастыря, который тронут Божьим даром в молитве, и умеет быть тронутым грехами, проблемами и болезнями людей; пастырь позволяет себя вовлечь».
Учители Закона потеряли способность быть затронутыми, потому что они не были близки ни к Богу, ни к людям. И если пастырь не заботится об этой близости, его жизнь потеряет согласованность.
«Иисус ясно говорит: «Что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Двойственная жизнь. Отвратительно видеть пастыря двойной жизни – это рана Церкви. Больны те пастыри, которые потеряли авторитет и ведут двойную жизнь! Двойную жизнь можно вести разным способом, но она двойная. И Иисус в этом предельно ясен. И не только в том, что Он говорит, чтобы люди их слушали, но не делали того, что они делают. Что Он им говорит? Вы «уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матфея 23, 27). Таков конец пастыря, который не близок Богу в молитве, а людям – в сострадании».
После этого Папа перешел на литургическое чтение из Первой книги Царств (1, 19-20), указывая на фигуру Анны, которая просила Господа дать ей сына. Священник Илий, присутствующий там, не был близок ни Богу, ни людям. Он считал, что женщина пьяна. Но она искренне молилась в своем сердце, и только ее губы двигались. Она объяснила Илию, что «изливает душу свою перед Господом» и рассказала о горе и скорби. Илий всё же смог выслушать ее, приблизился к ее сердцу и сказал ей, чтобы она шла с миром: «иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». «Этот священник – сказал Папа – осознал свою ошибку и позволил, чтобы из его сердца вырвалось благословение, потому что Анна действительно зачала и родила Самуила».
«Пастырям, которые жили отдаленными от Бога и людей, я говорю: «Не теряйте надежды. Всегда есть возможность». Достаточно было просто взглянуть, подойти к этой женщине, послушать ее и разбудить авторитет, чтобы благословлять и пророчествовать. Было объявлено пророчество, и эта женщина получила сына. Авторитет, власть – это Божий дар. Они приходят только от Бога. И Иисус уделяет их Своим. Авторитет в речи исходит от близости Богу и близости людям. Власть непротиворечива и не двойственна. Это авторитет, и если пастырь теряет его, то пусть не теряет надежду. Как Илий. Всегда есть время, чтобы приблизиться и пробудить авторитет и пророчество» – об этом проповедовал Папа Франциск.
Источник: radiovaticana.cz