Ватикан. 13 декабря в зале Павла VI прошла генеральная аудиенция. Вначале было прочитано Евангелие от Иоанна (20, 1. 19-23), в котором описывается явление Воскресшего Господа ученикам в первый день недели. Папа Франциск продолжил в цикл катехез о Святой Мессе, прерванный на две недели, объясняя, почему мы идем на Святую Мессу в воскресенье.
(13 декабря 1969 Папа Франциск принял рукоположение...)
Зачем ходить в воскресенье на Мессу?
Катехеза Папы Франциска на генеральной аудиенции в зале Павла VI.
(Ин 20, 1. 19-23)
Дорогие братья и сестры, добрый день!
Сегодня мы продолжаем цикл катехез о Св. Мессе и задаем себе вопрос: зачем идти на Мессу в воскресенье? Воскресное празднование Евхаристии находится в центре жизни Церкви (см. Катехизис Католической Церкви, 2177). Мы, христиане, приходим в воскресенье на Мессу, чтобы встретить воскресшего Господа или, лучше сказать, позволить Ему встретиться с нами, послушать Его Слово, питаться за Его столом и так становиться Церковью, Его Мистическим Телом, живущем в Мире.
Так в самом начале это поняли ученики Иисуса, которые праздновали евхаристическую встречу с Господом в тот день, который евреи называли «первый день недели», а римляне «солнечный день», потому что в тот день Иисус воскрес из мертвых, явился ученикам, разговаривал с ними и даровал им Святого Духа (ср.: Мт 28, 1; Мк 16, 9. 14; Лк 24, 1. 13; Ин 20, 1. 19), как мы слышали в библейском чтении. Также великое сошествие Святого Духа в Пятидесятницу произошло в воскресенье, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса. По этим причинам воскресенье является для нас святым днем, который посвящен празднованию Евхаристии, живым присутствием Господа между нами и для нас. Поэтому Месса делает христианское воскресенье! Христианское воскресенье вращается вокруг Мессы. Чем бы было для христианина воскресенье, в котором не было бы встречи с Господом?
Есть христианские общины, которые, к сожалению, не могут иметь Мессу каждое воскресенье. Но и они призваны собраться в этот священный день, чтобы помолиться во имя Господа, послушать Слово Божье и возрождать желание Евхаристии. В некоторых секуляризованных обществах исчезло христианское значение воскресенья освященного Евхаристией. Жалько! В таких контекстах необходимо возродить это осознание и вновь обрести чувство празднования, смысл радости, приходской общины, солидарности и отдыха, который освежает душу и тело (см. KKC, 2177-2188). Всем этим ценностям учит Евхаристия, воскресенье за воскресеньем. Поэтому второй Ватиканский Собор подчеркивает, что «день Господень – это первый праздничный день, который должен быть представлен благочестию верующих, нужно воспитывать их сознание так, чтобы воскресенье стало днем радости и рабочей тишины» (Sacrosanctum Concilium, 106).
В первые столетия в воскресный день не было отдыха от работы. Это является особым вкладом христианства. Согласно библейской традиции, евреи отдыхают в субботу, в то время как в римском обществе вообще не было выходных от рабского труда в течение недели. Христианское чувство жизни детей [Божьих] – не рабов – оживленное Евхаристией, способствовало тому, что воскресенье – почти полностью – стало днемотдыха. Без Христа мы бы были осуждены находиться в муках повседневной усталости, беспокойства и страха перед завтрашним днем. Воскресная встреча с Господом дает нам силу переживать день с доверием и мужеством и с надеждой идти вперед. Поэтому мы, христиане, приходим в воскресенье на встречу с Господом в праздновании Евхаристии.
Евхаристическое общение с Иисусом, воскресшим и живым во веки, предвосхищает воскресенье, которое не закончится, и тогда не будет больше усталости и боли, печали и слёз, но только радость полной жизни с Господом навсегда. Воскресная Месса тоже говорит об этом блаженном отдыхе, когда учит нас, чтобы мы в течение еженедельной суеты отдавали себя в руки небесного Отца.
Что мы можем ответить всем, кто говорит, что ходить на Мессу, включая воскресенье, бесполезно, потому что важнее жить хорошо и любить ближнего? Верно, что качество христианской жизни измеряется способностью любить, как сказал Иисус: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35). Но как мы можем практиковать Евангелие, если воскресенье за воскресеньем мы не черпаем энергию из неисчерпаемого источника Евхаристии? Мы не приходим на Мессу, чтобы дать что-то Богу, но чтобы принять от Него то, что нам действительно нужно. Это напоминает молитва Церкви, которая обращается к Богу следующим образом: «Тебе не нужна наша хвала, но ты даешь нам свою любовь, чтобы мы благодарили Тебя; наши прославления не добавят Тебе величия, но они добавят нам спасительную благодать».
Заключение: Так зачем же мы приходим на воскресную Мессу? Недостаточно ответа, что это церковная заповедь. Это помогает нам защитить эту ценность, но этого недостаточно. Мы, христиане, имеем необходимость принимать участие в воскресной Мессе, потому что только благодатью Иисуса, с Его присутствием, живущем в нас и между нами, мы можем показать в делах Его заповеди и быть Его верными свидетелями.