Папа в Мьянме: День третий

 


Янгон. 1. «Любовь Христа, проявленная на кресте, – это словно «духовная GPS-навигация»», – проповедовал Святой Отец на утренней Мессе под открытым небом с участием 150.000 человек.

2. «Если мы единодушно предлагаем ценности справедливости, мира и человеческого достоинства, то предлагаем надежду», – сказал Папа 29 ноября во время дневной встречи с Высшим государственным буддийским советом Сангха.

3. В архиепископстве Янгона преемник Петра встретился с 22 епископами Мьянмы.

 

 

 

1. В стране, где многие «несут видимые и невидимые следы ран, вызванных насилием, есть искушение, чтобы отвечать гневом и местью, но это не путь Иисуса», – сказал Папа Франциск во время утренней Святой Мессы, которой начался третий день апостольского визита в Мьянму и Бангладеш. Площадь шестидесяти гектаров Кайяккасанского наземного спортивного комплекса в центре Янгона за несколько дней до этого заполняло небольшое количество католической паствы Мьянмы. Следует сказать, что мероприятие превзошло оптимистичные прогнозы организаторов, по данным государственных органов в конце встречи Преемник Петра в открытом папамобиле проехал через ряды 150 тыс., приветствовавших его паломников. Среди них были католики и из других азиатских стран Юго-Восточной Азии – Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Филиппин. Как подтвердил докладчик епископской конференции Мьянмы о. Мариано, один сектор был зарезервирован для буддийских и мусульманских лидеров. Хотя многие обычные верующие этих религий просили о присутствии, им не разрешили по организационным причинам, добавил он.

 

Папский подиум в стиле азиатского храма с изысканным позолоченным украшением колонн и крыш имел монограмму IHS (Иисус), оформленную в типичных восточных знаках, а также похожие вышитые цветочные мотивы украшали зеленый орнат Папы. Святая Месса служилась на латинском, бирманском и английском языках, ее сопровождало пение на местных языках и латыни, молитва верных прозвучала на языке шести основных этнических групп Мьянмы (кроме бирманцев). Папа Франциск произнес проповедь на итальянском языке, после чего последовал ее перевод на английский. Римский епископ предложил местным верующим основную программу – «Крест, как духовный GPS-навигатор».

 

«Иисус не учит нас мудрости долгими проповедями или ошеломляющими разговорами политической или земной власти, но отдачей своей жизни на кресте. Иногда мы можем застрять в ловушках, положившись на нашу мудрость. Однако, правда, что при этом мы можем легко потерять направление. В такой момент нужно напомнить себе, что у нас есть безопасный ориентир – Распятый Господь».

 

«С креста – продолжал Святой Отец – исходит исцеление, и источник всякого врачевания надо искать в ранах Христа – значит в Евхаристии, в которой мы не только распознаём дар Его Тела и Крови, но также учимся находить в Его ранах покой и очищение от всех наших грехов и блужданий» – пояснил он. Затем Понтифик указал на единственный возможный христианский путь для страны, которую глубоко ранила этническая ненависть. Не гнев и месть, а радикально отличный выбор – прощение и сострадание.

 

«Господь говорит нам, что, подобно Ему, мы так же можем испытывать желание отказаться от препятствия. Но Он, тем не менее, дает нам мудрость, которой никто не может противостоять (см. Лк 21, 15). Он говорит здесь о Святом Духе, через Которого в наши сердца вливается Божья любовь (ср.: Рим 5, 5). Даром Духа, каждому из нас Иисус позволяет быть знамением Его мудрости, которая побеждает мудрость этого мира».

 

Папа похвалил Церковь Мьянмы «которая с очень ограниченными средствами, провозглашает Евангелие другим племенным меньшинствам без принуждения или насилия, но всегда предлагая и принимая». Он подчеркнул, что «практическая помощь и солидарность для бедных и страдающих должны предоставляться независимо от религии или этнической принадлежности» ее адресатов. В конце проповеди он призвал католиков Мьянмы продолжать делиться «драгоценной мудростью, которую они получили,– любовью Бога, истекающей из Сердца Иисуса».

 

«Иисус желает обильно раздавать эту премудрость. Его послание о прощении и милосердии использует логику, которую не каждый захочет понять и которая столкнется с препятствиями. Однако Его любовь, проявленная на кресте, не прекратится. Она своего рода «духовный GPS-навигатор», который безошибочно приводит нас во внутреннюю жизнь Бога и к сердцу наших ближних».

 

Перед окончательным благословением первого из двух католических богослужений в Мьянме, Папу Франциска поздравил архиепископ Янгона, кардинал Чарльз Бо.

 

 

 

2. Программу второй половины дня Папа начал во Всемирном буддийском центре при пагоде Каба Эй, одном из самых значительных буддийских храмов в Юго-Восточной Азии. Причиной его строительства в 1950-х годах был 6-ой буддийский совет, который состоялся в Янгоне в 1954-1956 годах. Тридцати шести метровую пагоду с позолоченной крышей держат шесть столбов в качестве напоминания о количестве буддийских советов (снемов). Большой конференц-зал был построен в подземном гроте, потому что первый собор этой религии, согласно традиции проходил в пещере в индийском Раджагрихе через три месяца после смерти Будды, около 543 года до нашей эры.

 


В этом монументальном комплексе Папа Франциск встретился с высшими представителями тхеравадского буддизма, который является государственной религией Мьянмы. Его Высший совет «Сангха» (в сфере санскрита означает сообщество) объединяет 47 буддийских монахов, назначаемых министерством по делам религий на пятилетний срок. Задача этого центрального буддийского комитета: следить за соблюдением набора религиозных правил для жизни монахов, называемых «винаха». К ним относятся, например, запрет есть после полудня, использование денег или косметики, а также строгое соблюдение целибата.

 

Святейшего Отца приветствовал Министр по делам религии и культуры Туры У Аунг Ко, который сопровождал папскую делегацию в Большой зал здания, где уже собрались члены Высшего совета. Франциск поприветствовал его председателя Бхаддан Кумарабхивамсу. Сиденья в зале, в котором доминирует статуя Будды, освещенная светящимся неоновым ореолом, располагались вдоль продольной оси, поэтому делегация Ватикана сидела напротив членов совета.

 

Первый взял слово председатель Санги. В своей речи, разделенной на двадцать тезисов, он впервые представил религиозную ситуацию в Мьянме, где 87% из 51 миллиона населения исповедуют буддизм, а сообщество монахов и новициев превысило полмиллиона. Далее он выразил убеждение, что все религиозные усилия могут быть направлены на мир и процветание. Он осудил терроризм и экстремизм во имя религии, а также заверил Папу, что эти явления возникают из неправильного толкования оригинальных учений.

 

Затем Римский Понтифик подчеркнул, что эта встреча является возможностью подтвердить совместную приверженность буддистов и католиков миру, человеческому достоинству и справедливости для всех:

 

«Не только в Мьянме, но и во всём мире людям нужны свидетельства религиозных лидеров. Говоря в один голос и подтверждая неизменную ценность справедливости, мира и фундаментального достоинства каждого человека, мы предлагаем слова надежды. Мы помогаем буддистам, католикам и всем людям проявлять большую гармонию в своих сообществах.

 

В каждом веке человечество испытывает несправедливость, конфликты и неравенство. В наше время эти трудности кажутся особенно серьезными. Хотя общество добилось больших технологических достижений, и люди все больше осознают свою общую человечность и общую судьбу, а раны, вызванные конфликтами, нищетой и угнетением, продолжают создавать новые разногласия. Мы никогда не должны уходить от этих проблем. Основываясь на соответствующих духовных традициях, мы знаем, что есть путь вперед, есть путь, ведущий к исцелению, взаимопониманию и уважению. Путь, основанный на сострадании и любви».

 

Папа проявил уважение ко всем верующим буддистам Мьянмы. Он отметил, что через учение Будды и свидетельство многих монахов и монахинь были сформированы законы в соответствии с ценностями терпения, терпимости и уважения к жизни и окружающей среде. Великим вызовом нашего времени он назвал стремление помогать людям, которое преодолеет все формы непонимания, нетерпимости, предрассудков и ненависти. Как путь к этому, Святой Отец процитировал из учения Будды, которое призывает побеждать зло добром, жадность щедростью, а ложь истиной (см. Дхаммапада, XVII, 223). Подобное учение выражается молитвой, приписываемой св. Франциску из Ассизи: «Господи, сделай меня орудием Твоего мира. Там, где ненависть, дай мне сеять любовь; там, где обида – прощение…» – добавил Папа.

 

 

 

3. Вечерняя программа апостольского визита продолжилась в архиепископстве Янгона, где Святой Отец принял 22 епископа Мьянмы.

Папа Франциск сосредоточил свои мысли на трех словах: исцеление, сопровождение и пророчество. Он поручил епископам «службу исцеления», в преодоление глубоко укоренившихся разделений, и о заботе о бедных, бесправных и беженцах, а также об усилиях экуменического диалога и межрелигиозного сотрудничества.

 

«Я особенно хотел бы попросить вас принять специальное обязательство по сопровождению молодых людей» – сказал Папа.

 

После прощания с епископской конференцией Преемник Петра благословил краеугольные камни шестнадцати будущих церквей, семинарий и апостольской нунциатуры, которые Церковь Мьянмы намеревается построить, и сфотографировался с тремястами местными семинаристами.

 

В часовне Архиепископства состоялась частная встреча с тридцатью членами общины Иезуитов.


Источник: radiovaticana.cz