Ватикан. Культурная и идеологическая колонизация не терпит разногласий, всё делает одинаковым и приводит к преследованию верующих», – подчеркнул Папа Франциск в проповеди в часовне Дома святой Марты утром 21 ноября. Он прокомментировал чтение из Книги Маккавейской (2 Мак 6, 18-31), в которой рассказывается о мученичестве Елеазара во время правления короля Антиоха Эпифана, который пытался эллинизировать израильский народ.
Папа указал на три основных типа преследований: исключительно религиозные, политико-религиозные (такие как Тридцатилетняя война или Варфоломеевская ночь) и чисто культурные преследования, которые начинаются введением новой культуры, которая разрывает связь с обычаями, историей и религией людей. Этот тип преследования описывает Книга Маккавейская, и оно касается «главного ученого Писания» (2 Мак 6, 18), который был приговорен к смертной казни за верность Богу.
Папа Франциск отметил и вчерашнее литургическое чтение (1 Maк 1, 10-15. 41-43. 54-57. 62. 64), в котором подробно описывается культурное преследование. «Вышли из Израиля сыны беззаконные», которых впечатлило величие Антиоха Эпифана, и которые решили, что «заключат с соседними народами союз, [...] и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие». «Таким образом, – продолжал Папа – народ, который вырос в Законе Господа, принял новую культуру и обычаи язычников», которые покончили со всем: культурой, религией и Божьим Законом. И снова эта современность, – сказал Понтифик, – это настоящая идеологическая колонизация, которая хочет навязать израильским людям единые обычаи, которые призывают действовать определенным образом, а не другим, и тем самым упраздняют свободу. Некоторые приняли это, потому что считали это хорошим, хотели быть похожими на других, они отказались от традиций и начали жить по-другому. Но в людях рождается сопротивление, а некоторые, подобно преподобному Элеазару, защищают истинный обычай народа Израиля», – сказал Папа, имея в виду сегодняшнее чтение Второй Книги Маккавейской, в которой рассказывается история этих героических мучеников.
«Это преследование родилось из идеологической колонизации, которая всегда разрушает, делает всё одинаковым и не терпит разногласия. Оно вырастает от «греховного корня», о котором упоминает Первая Книга Маккавейская, которым здесь является Антиох Эпифан, который насильно ввел в народ Божий новые языческие и мирские обычаи».
«Это культурные колонизации, которые приводят и к преследованию верующих. За примерами не нужно ходит слишком далеко. Подумаем о геноциде, который в прошлом веке был выражением новой культуры. Было сказано: «все будут одинаковыми, а те, у кого нет чистой крови, – вон». Все одинаковые: нет места для разницы, нет места для других, нет места для Бога. Это и есть «корень греха» (1 Мак 1, 10). В центре этих культурных колонизаций, рожденных от порочных идеологических корней, оказывается сам Елеазар».
Елеазар действительно умирает с мыслью о молодых людях, которым оставляет славный пример, отдает жизнь из любви к Богу и Закону и становится «памятью о добродетели» (2 Мк 6, 31). По сравнению с этим грешным корнем, который порождает идеологическую и культурную колонизацию, возникает новый корень, который дает жизнь будущему. «От правления Антиоха начались новшества. Не все нововведения плохие, ведь и Евангелие, оно тоже нечто новое, но важно уметь различать», – так продолжал Папа.
«Надо различать новшества. Является ли это новизной от Господа, исходит ли оно от Святого Духа, растет ли от Божьего корня, либо – от греховного? Что было раньше грехом, например, убийство детей, возможно сегодня, это уже таковым не считается, а значит – это извращенная новизна. Раньше были различия ясно данные Богом, уважалось Его творение, но сегодня мы немного более современны… и уже не замечаем такой разницы… и возникает какая-то смесь».
Божья новизна, – сказал Папа Франциск, – никогда не ведет переговоры, но дает возможность расти и смотрит в будущее.
«Идеологические и культурные колонизации видят только настоящее, отрицают прошлое и больше не смотрят в будущее. Они живут мгновением, не во времени, и поэтому ничего не могут обещать. И с таким отношением, которое делает всех одинаковыми и стирает различия, возникает гнусный грех богохульства против Бога-Творца. Каждая культурная и идеологическая колонизация грешит против Бога-Творца, потому что хочет изменить творение, созданное Им. Против таких случаев, которые в течение истории происходили множество раз, существует единственное лекарство – свидетельство или мученичество».
«Елеазар действительно свидетельствовал своей жизнью, и он подумал о завещании, оставленном его примером. Он говорит: «Я так живу. У меня есть диалог с теми, кто думает иначе, но мое свидетельство таково, согласно Божьему закону». Елеазар не думает о деньгах или о какой-либо другой выгоде, но думает о примере своего свидетельства, которое будет для молодых людей обещанием процветания. Он становится корнем, чтобы дать жизнь другим. И пусть его пример поможет нам в минуту смятения, оказавшись лицом к лицу с культурными и духовными колонизациями, которые нам даются» – так закончил проповедь Папа Франциск.
Источник: radiovaticana.cz